Алина Порфирьева
Сказка, как аспект духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Через сказки, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, c помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами».
В. А. Сухомлинский.
Безусловно, в современном российском обществе духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в становлении подрастающего поколения. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранением национального достояния всех народов России. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Он выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»[1].
Публикация «Сказка, как аспект духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2019
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка, считается одним из самых сложных и ответственных периодов социально-психологического развития личности, поскольку это время связано с началом активного самоутверждения ребенка, неизбежно сопровождающегося обретениями и потерями, творческим постижением окружающего мира. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом.
Одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются сказки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Учебно-воспитательная работа порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Испокон веков именно сказка, вслед за колыбельной песней вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры.
Дошкольник осваивает окружающий мир, начинает осознавать законы морали, попадая в ситуации, требующие выбора, причем, речь здесь не идет о вопросах, недоступных для понимания малыша, скорее, следует сделать акцент на повседневных, незаметных на первый взгляд событиях, формирующих подрастающую личность. Однако, в воспитании не может быть мелочей, ведь то, что сегодня представляется нам незначительным, завтра способно перерасти в негативные личностные качества, поэтому так важно, чтобы сказка показывала ребенку примеры социально одобряемого поведения в дошкольном возрасте.
Сказки помогают вести педагогу психологически точный и педагогически значимый диалог с ребенком, говорить с ним о серьезных проблемах в жизни и воспитывать лучшие человеческие качества: смелость, доброту, чуткость, способность сострадать героям сказок, радоваться вместе с ними и огорчаться.
Благодаря сказкам в душе ребенка возникает прекрасный поэтический образ, развитие ума происходит параллельно с развитием чувств и фантазии. В течение тысячелетий сказка открывает ребенку дорогу в мир. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Представляя себя на месте сказочного героя и пытаясь найти свой выход из трудноразрешимой ситуации, ребенок учится мыслить творчески, оценивать сложившиеся обстоятельства, прогнозировать последствия своих действий.
Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для дошкольников разного возраста. Дети легко входят в непривычную для них сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в какого-нибудь сказочного персонажа. Они интуитивно чувствуют, что сказки нереальны, но в то же время допускают, что это могло происходить и в действительности.
Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться, без которой человек не человек. Цель сказочников - воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою. В сказке снимаются и компенсируются обиды, горести, несчастья, восстанавливается исконная гармония человека и мира. Необходимо пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству. Воспитательные возможности эстетического развития дошкольников средствами сказочного творчества огромны – творческая работа со сказкой ведёт к приобщению ребёнка к эстетическим ценностям красоты, силы, смелости, наряду с нравственной и моральной ориентации на добро, помощь и справедливость.
К сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного воспитания для развития детей. Проблема состоит в том, что в наш современный век сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Проведя анкетирование родителей, диагностику детей, исследователи пришли к выводу, что сказка постепенно уходит из жизни детей. Как же так? Ведь сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного.
При помощи национальных сказок происходит осознание ребенком принадлежности к определенной нации в многообразии Российского государства, что актуально в наше время в связи с этногенезом чувашской культуры. Сказки широко использовал в своей педагогической деятельности и выдающийся чувашский педагог И. Я. Яковлев. Многие сказки, да и рассказы И. Я. Яковлева, составленные им на манер бытовых сказок, носят характер этических бесед, т. е. выступают как средства убеждения в нравственном воспитании детей. В ряде сказок и рассказов он усовещивает детей ссылкой на объективные условия жизни, а чаще всего - на естественные последствия дурных поступков детей : уверяет, убеждает их в важности хорошего поведения. Например, в чувашской сказке "Не почитающий старого и сам добра не увидит" рассказывается о том, что сноха, не послушавши свекрови своей, решила сварить кашу не из пшена, а из проса и не на воде, а только на масле. Что же из этого вышло? Как только она открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив, попали ей в глаза и навеки ослепили. Главное в сказке, конечно, моральный вывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан. В сказке дается наставление детям, что всему свое место, что во всем должен быть порядок. Вот другой пример. В сказке "Скупому - копейка" рассказывается о том, как умный портной договорился с жадной старухой платить ей за каждую "звездочку" жира в супе одну копейку. Когда старуха клала масло, портной ее приободрял: "Клади, клади, старуха, больше, не жалей масла, ведь недаром я тебя прошу, за каждую "звездочку" копейку заплачу". Жадная старуха клала масла все больше и больше, чтобы получить за это много денег. Но все ее старания дали доход одну копейку. Мораль этой сказки проста : не будь жадным. В этом основная идея сказки.
В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. [3].
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал в этом большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими.
Необходимо научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого. В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Именно народные сказки сохранили ту общую человеческую мораль, которую, увы, сегодня многие растеряли. В народных сказках отражены «уникальные традиции и опыт творчества». Во всех народных сказках есть нравственно - этические принципы. Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Основу для правильного общения со сверстниками и взрослыми нужно закладывать в детстве. Сказки же учат нас не только житейской мудрости, но и смелости, мужеству, умению устанавливать контакты [2]. Такие нравственные качества как правдивость, честность, скромность, терпение, выдержка, уступчивость можно раскрыть и сформировать на примере сказок (событий, действий персонажей, ведь сказка – клад знаний, в ней собрана народная мудрость. Обращая внимание на гендерные качества героев, мы сможем воспитать отважных, сильных, любящих мужчин и нежных хранительниц очага, в чьих семьях будет царить взаимопонимание, любовь и трудолюбие.
Формируя нравственные представления у ребёнка в дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту.
Статью хочется завершить словами советского педагога Сухомлинского: «Педагогические сокровища народа далеко еще не исчерпали себя. Духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу»[4].
Таким образом, сказка всегда будет жить в наших сердцах и играть огромную воспитательную роль.
Литература:
1. ФГОС дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года №1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года №30384). http//iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf
2. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и духовное развитие личности. – М., 2012
3. Волков Г. Н. Этнопедагогика. – М., 2012
4. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М., 2012.