Татьяна Денисьева
Развитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста через художественную литературу
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема взаимоотношений детей дошкольного возраста, актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно и дружески относится к близким, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Прививая ребенку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества.
Публикация «Развитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста через художественную литературу» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Дружба. Учимся дружить
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2019
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Старший дошкольный возраст – благоприятный период для формирования у дошкольников культуры поведения. Под культурным поведением мы будем понимать умение устанавливать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения. Воспитание у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе. То есть «быть культурным» - значит не только здороваться при встрече, быть вежливым в общении со старшими и со сверстниками, аккуратно выглядеть, уметь вести себя в общественных местах, за столом.
Еще одним положительным моментом общения является то, что оно способствует моральному и нравственному развитию детей дошкольного возраста, а также познанию окружающего мира за счет личного опыта и рассказов со стороны взрослых. Формирование позитивного опыта взаимодействия детей вызвано тем, что при его отсутствии у детей возникают негативные формы поведения, в частности – конфликты. Зачастую дети боятся вступать в конфликтные ситуации из-за отсутствия опыта, из-за неумения слушать своего партнера по игре, проявлять к нему доброжелательное отношение, что в итоге приводит к трудностям в общении со сверстниками. В период старшего дошкольного возраста у ребенка возрастает эмоциональная вовлеченность и переживания к сверстнику. Связано это с усвоением норм морали и развития произвольности поведения. Для дошкольника сверстник становится личностью, в результате чего он перестает считать его лишь предметом сравнения. Можно наблюдать, что в возрасте 6-ти лет у дошкольников возникает желание помочь своим товарищам в чем-либо, подарить им игрушку или какую-то вещь. Такое поведение может говорить нам о том, что сверстник для дошкольника становится целостной личностью. «К старшему дошкольному возрасту, дети начинают осознавать не только свои конкретные действия, но и свои желания, переживания, мотивы, которые в отличие от действий, объединяют и консолидируют личность ребенка в целом. Это объясняется развитием децентрации, благодаря которой ребенок становится способным понимать точку зрения другого». Таким образом, можно проследить, как меняются отношения со сверстниками, начиная с 3-х лет, когда сверстник для ребенка представляет интерес лишь в игровом сотрудничестве, и в старшем возрасте, когда ребенок стремится разделить со своими сверстниками переживания. Ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте является игровая, а именно – сюжетно-ролевая игра. В игре существуют правила, совместное планирование, общий сюжет, в результате чего дошкольник начинает учитывать интересы своих партнеров по игре. В игровой деятельности проявляется умение сопереживать, поддерживать, чувство товарищества и взаимопомощи. Данные умения необходимы не только в игровой деятельности, но также и продуктивных видах деятельности. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте, сверстник становится для ребенка не только партнером по игре, общению или другому виду продуктивной деятельности, но и неотъемлемой частью самосознания. Д. Б. Эльконин считал, что самосознание ребенка включает в себя знание своих качеств и оценку своих переживаний. Именно в дошкольном возрасте ребенок «проходит путь от «я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни», которая прокладывает дорожку к внешней деятельности, связанной с общением со сверстниками. Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращается во внутреннюю общность, которая делает возможным более глубокие межличностные отношения у детей. Таким образом, для дошкольника сверстник выступает в качестве неотъемлемой части его жизни. Ведь в период дошкольного возраста ребенок проходит несколько этапов в освоении социальной среды, усвоении моральных норм и правил и установлении первых межличностных отношений со сверстниками. Но только к старшему дошкольному возрасту ребенок начинает воспринимать себя и своих товарищей не как совокупность отдельных качеств, а как целостную личность. На сегодняшний день можно наблюдать серьезные проблемы в становлении межличностных отношений у дошкольников. Первопричиной является то, что дети все больше времени проводят с планшетами, за телевизорами и компьютерами и все меньше общаются и взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. В связи с этим возникла необходимость изучения психологических условий, способствующих развитию межличностного общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Согласно Л. С. Выготскому, переживание – есть единица развития психики. Под переживанием, отечественный психолог понимал «простейшую единицу, относительно которой нельзя сказать, что она собой представляет — средовое влияние на ребенка или особенность самого ребенка; переживание и есть единица личности и среды, как оно представлено в развитии». Исходя из данного определения можно сказать, что переживание представляет собой внутреннее отношение ребенка к окружающей действительности. По своей природе оно биосоциально, т. е. с одной стороны мы видим влияние среды, и то, как ее воспринимает ребенок и какие переживания он при этом испытывает, а с другой стороны – в нем отражаются личностные особенности и характеристики развития ребенка. Окружающая среда является некоторым вектором развития ребенка через его собственные переживания, а также через его деятельность. Подводя общий итог, стоит отметить, что художественная литература является одним из главных психологических условий развития эмоциональной сферы дошкольника, благодаря которой он учится распознавать свои собственные эмоции и эмоции своих сверстников, а также управлять своими эмоциями.
У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам художественных произведений.
Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения. Для правильного ее использования в педагогическом процессе необходимо знать особенности восприятия старшими дошкольниками произведений художественной литературы. Воспринимая произведение на слух, ребенок, через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику проникает в содержание произведения.
Психологи выделяют два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения – эмоционально-образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй – интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Самыми любимыми у детей старшего дошкольного возраста становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др., с яркими, сильными характерами героев.
Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Так, обращенные к детям отдельные пословицы («Делу время, а потехе час», «Любишь кататься – люби и саночки возить», «Поспешишь – людей насмешишь») могут им внушить некоторые правила поведения, а стихи и потешки привить культурно-гигиенические навыки.
Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
Готовясь к беседе, педагог должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы. Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.
Таким образом, художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у старших дошкольников. Беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.
Поэтому художественную литературу можно считать одним из самых доступных способов эмоционального развития дошкольника.