Надежда Тимошкина
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу.
Цель:
• Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам. Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками.
Актуальность:
В настоящее время в средствах массовой информации, популярных видео – играх полным ходом пропагандируется жестокость и насилие, пагубно влияющая на неокрепшую психику ребенка. Как результат – растущее с каждым годом количество «трудных воспитанников», которые не умеют себя вести в общественных местах, на улице, дома, в детском саду, пренебрежительно относятся к взрослым, обижают сверстников. В процессе наблюдения за детьми я выявила некоторые проблемы: в соблюдении правил поведения, в умении решать спорные вопросы и улаживать конфликты, используя речь, в культуре общения детей со сверстниками и взрослыми. В беседах с детьми выяснилось, что дети недостаточно понимают и могут пояснить понятия нравственности, как «дружба», «добро», «зло», сравнивая их просто с действиями или узкой оценкой (хорошо. Плохо). Этим и обусловлен выбор моей темы.
Публикация «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Дружба. Учимся дружить
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Самыми большими помощниками в моей работе с детьми стали книги. Детская художественная литература всегда являлась средством воздействия на чувства ребенка. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных произведений для детей, где проявляются все нравственные качества человека.
Конечно, воспитание культуры общения дошкольников не может ограничиться рамками детского сада. Должна быть обязательная связь с воспитанием детей в семье. Кто как не родитель, главный пример для подражания в глазах ребенка. Идеал поведения и отношения к другим людям, к обществу. Мною запланированы беседы, консультации для родителей на тему «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста», «Выбор правильной книги».
Задачи:
• Воспитывать дружеские отношения между детьми;
• Обогащать словарь детей «вежливыми» словами;
• Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты;
• Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Самыми большими помощниками в работе с детьми стали книги. Детская художественная литература всегда являлась активным средством воздействия на чувства ребенка. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных произведений для детей, где проявляются все нравственные качества человека. Во все времена в каждом доме существовала своя библиотека с детской и взрослой литературой.
И конечно, мы начали работу с того, что своими силами и силами родителей создали в группе небольшую, но постоянно пополняющуюся библиотеку, в которой появились замечательные русские народные сказки, знакомящие детей с понятиями «добра» и «зла», рассказы Л. Н. Толстого о дружбе, честности, справедливости, произведения Н. Носова, К. Чуковского, воспитывающие в детях смелость, отрицательное отношение к воровству, жадности, неаккуратности, стихи А. Барто о доброте и взаимовыручке, рассказы В. Осеевой, сказки В. Сутеева, произведения зарубежных авторов.
Старались читать с детьми в любое свободное время. После прочтения, например, стихов А. Барто (из цикла «Вовка — добрая душа», сказки «Котенок и поросенок» дошкольники делятся своими мыслями о том, что хотят быть похожими на добродушного и готового всегда прийти на помощь мальчишку, и совсем не хотят быть похожими на неряшливую Федору из сказки «Федорино горе» К. Чуковского. Дети реагируют очень эмоционально, будто сами стали участниками произведений, добродушно смеются над трусливым мальчишкой-персонажем рассказа «Живая шляпа» Н. Носова, или осуждают отрицательные поступки героев, например, из произведения «Косточка» Л. Толстого. Мы вместе рассматриваем иллюстрации, рисуем и лепим героев прочитанных произведений.
С помощью родителей появилась выставка книг собственного сочинения о дружбе, доброте, и сочувствии. Книги должны были заканчиваться непременно выводом-пословицей, таким образом мы сформировали у детей четкое представление о том, что такое пословица и стали самостоятельно находить и выделять ее в художественном произведении.
Конечно, воспитание культуры поведения дошкольников не может ограничиться рамками детского сада. Должна быть обязательная связь с воспитанием детей в семье. Кто как не родитель, главный пример для подражания в глазах ребенка, идеал поведения и отношения к другим людям, к обществу. Поэтому были подготовлены тематические консультации «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста», «Выбор правильной книги». В родительском уголке регулярно меняется информация по формированию у детей дружеских взаимоотношений, о правилах общения с ребенком, о воспитании детей средствами художественной литературы.
Были проведены ряд бесед: «Зачем говорят: «Здравствуйте», «Вежливая просьба», «Секрет вежливости», «Воспитанный человек», «Что такое добро и зло?», «Как вы понимаете слово – дружба?», «Береги книгу».
Была подготовлена и проведена в старших группах инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Вместе с детьми были созданы книги с рисунками и раскрасками «Добрые поступки» и «Плохие поступки» литературных героев.
Провели с детьми игру «Секрет» для определения благополучности микроклимата группы, игры-тренинги на создание бесконфликтной обстановки в группе: «Давай поздороваемся», «давай передадим друг другу хорошее настроение», «Давайте прощать и уступать друг другу».
Проведено итоговое мероприятие «Планета Дружбы».
Уже сейчас я стала наблюдать положительные результаты в поведении и общении детей между собой и со взрослыми. Дети не забывают использовать вежливые слова, решать конфликты с помощью слов, поправлять друг друга в процессе игры, направляя на хорошие поступки, с удовольствием помогают и старшим, и сверстникам. Рассматривая уже известные им книги, вслух пересказывают сюжет, используя мимику и интонацию. Когда мы заучиваем наизусть стихи о доброте, о помощи и бескорыстии, или наоборот равнодушии, дети меньше задают вопросы о значении этих понятий, и могут почти без моей помощи пояснить и привести примеры из жизни.
На этом моя работа не закончена. Воспитание- это каждодневный труд. Я считаю, что все самое интересное еще впереди. В дальнейшем я планирую продолжить развивать у детей понятия нравственных качеств и поступков, для того, чтобы воспитать в них доброту, вежливость, порядочность, честность, справедливость к себе и окружающему его обществу. В будущем, буду стремиться к тому, чтобы вызвать у детей желание читать книги и следовать хорошим литературным примерам.