Сельминат Гаджиева
Развитие креативности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Дошкольный возраст является той «площадкой», с которой ребенок стартует в будущее: или он будет стремиться познавать и преобразовывать мир, или он будет «нетворческим» человеком. В работе по развитию креативных способностей у дошкольников можно ориентироваться на три основных направления: развитие логического мышления, творческого воображения и фантазии. Эти психические процессы активно развиваются в игре. Игра предоставляет дошкольнику возможность для реализации его творческого потенциала и оказывает влияние на развитие креативности у дошкольников. Создание игровых ситуаций, стимулирующих активность детей, побуждающих их к развитию креативности, несомненно, приведет к воспитанию ребенка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем познавательных способностей. Работу по развитию креативных способностей нужно проводить плавно, систематически. Она должна охватывать основные виды детской деятельности, полученные знания необходимо пропускать через продуктивную деятельность и реализовывать и в играх, и в повседневной жизни за пределами детского сада. Успешность в развитии креативности у дошкольников невозможна без создания соответствующего психологического климата и высокой самооценки ребенка. Ребенок должен быть достаточно уверен в своих силах, умственных возможностях. Необходимо поощрение и стимулирование для возникновения у ребенка креативных способностей. Стимулы являются важным условием формирования креативности. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха. Одна из форм поощрения – привлечение детей к участию в конкурсах, выставках, фестивалях, посещение кружков и студий.
Публикация «Развитие креативности у дошкольников» размещена в разделах
Для полноценного развития креативных способностей у дошкольников необходима система работы:
• Создание и пополнение предметно-развивающей среды;
• Творческие задания, игры и упражнения;
• Творческое экспериментирование и активное наблюдение на участке детского сада;
• Организация просвещения родителей по развитию креативных способностей дошкольников;
• Комплексные мероприятия (праздники, развлечения, КВН и др.).
К организации предметно-развивающей среды в группе нужно подходить творчески, соблюдая гибкость зонирования, эстетичность, с учетом возрастных особенностей и предпочтений детей. Занимаясь проблемой развития креативных способностей у детей, необходимо уделять большое внимание созданию именно этой зоны в группе. В перечень компонентов этой зоны входят игры на развитие логического мышления, творческого воображения и фантазии. Например: «Нарисуй своё настроение», «Нарисуй, о чём ты мечтаешь», «Придумай и нарисуй машину будущего», «На что похожа клякса», «Нарисуй, на что похоже твоё имя», «Нарисуй фантастическое животное», «На что это похоже», «Дорисуй картинку», «Узнай по контуру несуществующее животное»и т. д.
Немаловажная роль в развитии креативных способностей у дошкольников в процессе игры принадлежит педагогу, так как педагог:
- формирует предметно-развивающую среду;
- обеспечивает руководство игрой;
- обеспечивает благоприятную атмосферу в детском коллективе.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных способностей, но все-таки надо стараться дать каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества.