МААМ-картинки

Педагогический опыт «Развитие креативности посредством театрализации»

Татьяна .Козекаева
Педагогический опыт «Развитие креативности посредством театрализации»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Цели и задачи педагогической деятельности.

Приступая к работе – развитие креативности у детей посредством театрализации, я поставила перед собой главную цель: сформировать творческую личность. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Развивать творческую самостоятельность, приобщать детей к миру игры и театра.

2. Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.

Публикация «Педагогический опыт „Развитие креативности посредством театрализации“» размещена в разделах

3. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй.

4. Воспитывать нравственно – эстетические качества, чувства.

Для решения задач определила следующие средства:

- формирование и активизация познавательного интереса детей.

- развитие умений пользоваться интонациями, выражающие основные чувства

- сохранение и укрепление психического здоровья каждого ребенка

- создание условий для приобретения детьми знаний в данной области

- развитие интеллекта, творческой активности

- формирование умений разнообразной деятельности

Для формирования творческой личности необходимы обязательные условия:

- подготовленность и заинтересованность воспитателя

- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми

- содержание и разнообразие тематики

- установление преемственности с организациями дополнительного образования

- активное участие родителей в воспитательном процессе

- создание условий для приобщения к театральной деятельности

2. Ведущая идея педагогического опыта :

Ведущая идея моего опыта «учить играя». Театрализованная деятельность, на мой взгляд, одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Также огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности : ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы воспитателем побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающеюся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

3. Ценностно – смысловые аспекты педагогического опыта.

Игры можно разделять на общеразвивающие и специалные.

Общеразвивающие - развивают произвольную память, быстроту реакции, активизируют мыслительные процессы.

Специальные - развивают воображение, фантазию.

В своей работе с детьми я использую:

- упражнения и этюды, которые обучают выражению различных эмоций, развивают воображение детей – это самостоятельный вид деятельности;

- ритмопластику – включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры, призванные обеспечить развитие психомоторных способностей дошкольников;

- культуру и технику речи – объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, на развитие связанной речи, творческую фантазию, четкую дикцию;

- работу над спектаклем – включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, развивает умение пользоваться интонациями, разнообразным эмоциональным состоянием (грустно, радостно, сердито, удивленно и т. д.) пополняет словарный запас.

Провожу с детьми игры на зрительное воображение, например, какого цвета смех, боль? Нарисуй их цвет.

Вкусовое воображение- представь что у тебя во рту мороженое, лимон, горячий, вареный картофель, лед.

Чувственное воображение- вспомни случай когда было страшно, обманывал кого- то, скучал где- то.

Упражнения на физическое самочувствие- вспомни случай когда сильно промок под дождем, когда тебе было очень жарко.

Звуковое воображения- опиши или нарисуй свой собственный звук.

Воображение обоняния- понюхай, здесь пахнет морем, чесноком, яблоками, дымом и тд.

Воображения осязания- представь, что ты берешь в руки лягушку, горячий песок и др. Игра «гости», «поймай солнечный лучик», «кто я?», «представь и расскажи я- ветерок, рыбка и тд».

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально- эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности, инициативности и творчества в театрализованной деятельности.

Развитие творчества дошкольников проявляется в трех направлениях:

1. как творчество продуктивное (творческая интерпретация заданного сюжета)

2. исполнительское (речевое, двигательное)

3. оформительское (декорации, костюмы, атрибуты и др).

Средством творческого развития является разнообразная деятельность детей: познавательная, коммуникативная, художественная, игровая, музыкальная, экспериментально- практическая.

Я включаю детей в разные виды деятельности, чтобы они могли посмотреть, послушать, подвигаться.

Исполнительское направление (речевое, двигательное). Стараюсь больше использовать в своей работе разнообразные упражнения направленные на: 1) владение своим телом:

-пальчиковые игры;

-пантомимические этюды: изобразите походкой, покажите как, представьте себе, и др. Этюды помогают с легкостью перевоплощаться не только в других людей, в животных, но и в предметы, окружающие нас в повседневной жизни. Актерский этюд можно назвать упражнением для развития наблюдательности и фантазии.

2)развитие речи :

-дыхание: упражнения дыхательной гимнастики

-артикуляция: упражнения на артикуляционную гимнастику, на хорошую дикцию - скороговорки

-интонация

3) ритмопластику: разогрев мышц «черепаха», «марионетки»

Предложенные игры, упражнения позволяют достичь:

-раскрепощение ребенка, почувствовать возможности своего тела;

-развитие двигательных способностей;

-мышечной свободы, снять перенапряжения мышц;

- развитие выразительности телодвижений.

Оформительское направление (декорации, костюмы).

Виды театрализованных игр дошкольников :

Виды игры – драматизации:

Игры – драматизации с пальчиками. Здесь ребенок играет за персонажа, предварительно надев на палец атрибут, проговаривая текст. Ребенок изображает действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате. Также дети охотно играют с куклами би-ба-бо. Они обычно действуют на ширме. Еще к театрализованным играм относятся режиссерские игры. Здесь каждый ведет игрушки в общем сюжете. При этом накапливается опыт общения, согласованно замыслу.

Виды режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров :

1. Настольные театры-игрушки – используются поделки, игрушки устойчиво стоящие на столе;

2. настольный театр картинок – персонажи и декорации картинки;

3. фланелеграф – картинки выкладываются на экран.

Тематика театрализованных игр должна быть :

- содержательной и разнообразной;

- обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и возможностей;

- формировать устойчивый интерес к театральному искусству;

- развивать эстетическое восприятие, творческие способности;

- формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям

Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа

1 - освоение литературного текста, который будет драматизироваться;

2- этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы;

3 - сама театрализованная игра.

Педагогическая ценность театрализованных игр дошкольников :

- формируют у детей чувство партнерства;

- развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания;

- интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;

- способствуют умственному развитию детей : обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;

- тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную нап-равленность, которая заложена в каждой сказке, литературном про-изведении и должна найти место в детских постановках;

- содействуют физическому развитию детей : совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;

- способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.

«Среда воспитывает человека. Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды»Л. С. Выготский.

Для развития творческих способностей детей через театрализованные игры необходимо создать предметно - развивающую среду. Она должна обеспечивать и условия для творческой деятельности каждого ребенка и зону ближайшего развития.

Предметно - развивающая среда в моей группе построена на основе принципов:

- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

- представление права и свободы выбора;

- создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

-полифункциональность использования помещений и оборудования;

- возрастная и паролевая адресованность оборудования и материала.

В моей группе находятся разнообразные уголки:

1. Театрализованной деятельности. В уголке располагаются:

- различные виды театров : настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, кукольный;

- ширма, маски, элементы костюмов;

- атрибуты для различных игровых позиций: касса, билеты, бинокль, деньги и др.

2. Изобразительной деятельности. В нем имеются:

- различные виды бумаги;

- клей, ножницы, фломастеры, карандаши и др.

- ткани, нитки, пуговицы.

3. Музыкальный:

- различные музыкальные инструменты;

- альбомы для рассматривания.

4. Логопедический (речевой) :

- дидактические игры и развивающие;

- игры для развития мелкой моторики рук.

5. Книжный:

- книжки со сказками, стихами, рассказами, альбомы.

Работа в повседневной жизни.

Дети охотно принимают участие в праздниках и развлечениях, затем в самостоятельных детских играх обыгрывают прозвучавшие на праздниках песни, поставленные сценки, проведенные игры.

Большие возможности для игрового развития детей представляются на прогулке. Здесь предоставлена свобода передвижения, пространства для игр, инициатива детей не сковывается регламентирующей обстановкой. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Развитие логики и мышления у старших дошкольников посредством математических игр» Тема: «Развитие логики и мышления у старших дошкольников через математические игры». Источник изменений Использование игрового метода.

Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр»Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр» . Актуальность и перспективность опыта. Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном.

Конспект НОД по развитию речи посредством театрализации в средней группе ДОУ «Путешествие по сказкам» ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ. Цели: Формировать положительное отношение к русским народным сказкам. Формировать у детей интерес к театрализованной.

Совместное занятие взрослого и детей по развитию художественно-речевой деятельности посредством театрализации Мастер – класс Совместная деятельность взрослого и детей по развитию художественно-речевой деятельности через театрализацию сказки воспитатель.

Опыт работы «Развитие исследовательской деятельности дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства»Опыт работы «Развитие исследовательской деятельности дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики посредством игр и специальных упражнений»Опыт работы «Развитие мелкой моторики посредством игр и специальных упражнений» Представляю опыт работы " Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с нарушениями речи через игры и специальные пражнения".

Педагогический проект Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича» Тип проекта: познавательно исследовательский Вид проекта: долгосрочный (1.09.2014 -31.05.2015) Цель проекта:Интенсивное интеллектуальное.

Передовой педагогический опыт. «Развитие кожных ощущений у детей второй группы раннего возраста» Здравствуйте, уважаемые участники сайта!Делюсь с Вами своим педагогическим опытом. Ах, этот 21 век. Век высоких технологий, электроники.

Развитие креативности и творческого потенциала дошкольников средствами продуктивной художественно-творческой деятельности Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей.

Творческая площадка MADONNARI. Развитие креативности у детей дошкольного и младшего школьного возраста ВидеоТворческая площадка MADONNARI. Развитие креативности у детей дошкольного и младшего школьного возраста Видео ПЛОЩАДКА MADONNARI - РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА КРУГЛЫЙ ГОД!СМОТРИТЕ ВИДЕО "КУСОЧЕК ДЕТСТВА" В КОНЦЕ СТАТЬИ :) Программы madonnari на основе сказочных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Развитие креативности посредством театрализации»
Опубликовано: 12 ноября 2015 в 22:09
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Развитие креативности посредством театрализации»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна .Козекаева (УИ 382486) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД