МААМ-картинки

Консультация для родителей «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»

Людмила Черепкова
Консультация для родителей «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка

К важнейшим показателям креативности относятся : творческая активность, т. е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта; самовыражение, - свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, интеллект (интеллектуальные способности, - музыкальный интеллект – способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку; знания и навыки.

Публикация «Консультация для родителей „Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка“» размещена в разделах

К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести: информационный, позволяющий развивать интеллект; социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества; эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Знание и учет этих показателей креативности и факторов, которые способствуют развитию творчества, позволяют педагогу осуществлять функцию управления процессом музыкального образования детей. Опосредованное управление, использующее в качестве педагогического средства окружающую среду, находится в настоящее время на стадии становления.

Понимание среды как основного фактора и средства воспитания и образования личности выделяются два подхода: один определяет среду как условие реализации ребенком своих способностей, другой – как средство воспитания личностных качеств.

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре. Музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в т. ч. занятий и праздников.

Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду, которая разработана в дошкольной педагогике. Но этого недостаточно для музыкального образования, направленного на становление креативности.

Для ребенка дошкольного возраста очень важна среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума. Творческая среда характеризуется творческой атмосферой.

При разработке и оценке музыкальной среды опираются на следующие критерии ее качества:

1) качество содержания;

2) качество структуры;

3) функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Целостность содержания музыкальной среды строится на следующих основах:

1) психологической, где учитываются возрастные возможности детей;

2) эстетической, где учитывается дизайн интерьера;

3) педагогической, где среда создается для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности.

Среда должна быть системной, отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребенка и уровню его подготовки.

Музыкально-образовательная среда ДОУ.

- среда организованной (регламентированной) музыкально-творческой деятельности : музыкальных занятий, развлечений и других видов деятельности с использованием музыки;

- среда нерегламентированной совместной музыкально-творческой деятельности детей с воспитателем в группе;

- среда нерегламентированной самостоятельной музыкально-творческой деятельности.

Среда организованной музыкально-творческой деятельности ДОУ.

Исходное требование к среде – ее проблемность и развивающий характер : она через свое содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребенка, стимулирующие развитие его креативности.

Базисная программа имеет открытый характер. Музыкальный руководитель по своему усмотрению с учетом возможностей детей и собственного профессионального опыта может творчески использовать как предложенные в Программе, так и другие педагогические технологии.

Информационный фактор играет в этом значительную роль, поэтому педагог проектирует предметно-развивающий компонент среды (музыкальные инструменты, пособия, костюмы и т. д.) К нему относится и репертуар в соответствии с программой.

Социальный фактор проявляется в том, что организатором среды и ее компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность протекает во взаимодействии с воспитателем.

Эмоциональный фактор данной среды включает психологический комфорт, настрой на активную познавательную деятельность. Ребенок должен получить эстетическое наслаждение, тогда ему будет понятно эмоционально-образное содержание музыкального произведения. Нельзя заставить ребенка полюбить музыку – ею можно только увлечь.

Среда нерегламентированной музыкально-творческой деятельности ДОУ.

Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому она должна иметь потенциал для музыкального воспитания и становления креативности.

Информационный фактор обеспечивает преемственность с организованной музыкальной деятельностью.

Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе. Воспитатель не обучает – он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, и т. д.

Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий:

- наличие у детей умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности;

-наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на музыкальных занятиях;

-наличие магнитофона и кассет, на которые музыкальный руководитель записывает музыкальный репертуар.

Социальный фактор состоит в том, что воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является образцом музыкального творчества.

Эмоциональный фактор в виде заинтересованности детей в музыкально-творческой деятельности должна преподноситься воспитателем через собственную эмоциональную активность и стимулировать творческую активность детей.

Параллельно осуществляется самостоятельная музыкально-творческая деятельность детей, обладающая наибольшим потенциалом развития креативности дошкольников.

Музыкально-образовательная среда семьи.

В среде семьи осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей :

- совместная с родителями;

- самостоятельная.

Общепризнанно: семья или способствует музыкальному развитию ребенка или тормозит его.

Информационный фактор представлен в виде музыкального репертуара, выбор которого определяется особенностями культуры каждой семьи. Здесь желательно согласование музыкального репертуара и педагогических действий между родителями и музыкальным руководителем.

Музыкальное просвещение родителей предполагает проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспитанию, проведение дней открытых дверей, индивидуальных консультаций и др. Родителям нужно рассказывать о музыкальном режиме в группе, о значении музыкотерапии.

Особенность социального фактора в семье состоит в том, что он представлен родными для ребенка людьми. Это обстоятельство накладывает отпечаток и на эмоциональный фактор в процессе приобщения ребенка музыкальному творчеству.

Музыкально-образовательная среда социума.

Среда социума отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому весьма важно соблюдать принцип целостности при организации этой среды.

Информационный фактор предусматривает согласование музыкальным руководителем и воспитателем, с одной стороны, и родителями с другой, возможностей использования социума в музыкальном воспитании детей.

Музыкальные произведения, с которыми дети встречаются в театре, должны быть им знакомы. Это дает детям возможность получить удовольствие от встречи со знакомыми произведениями и более активно стремиться к посещению концертных залов (большой социум) и музыкальной школы (малый социум) .

Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. Этим отличается и эмоциональный фактор. Увлеченность профессионалов заражает детей и является фактором стимулирования творческой активности детей. Использование возможностей социальной среды способствует личностному росту детей – развитию их музыкальности в целом, художественной и общей культуры, творческого воображения.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Ориентировочное содержание занятий и бесед родителей с детьми» Тема:"Ориентировочное содержание занятий и бесед родителей с детьми". Математическое развитие ребенка в семье осуществляется под руководством.

Консультация для родителей «Обязанности и ответственность родителей в сфере образования» Обязанности и ответственность родителей в сфере образования. Ребенок до достижения 18 лет по законам РФ обязан находиться под контролем своих.

Консультация для родителей «Родители — первые учителя для своего ребёнка» Уважаемые мамы и папы! Вы самые первые учителя для своего ребёнка. Первым семейным этапом жизни ребенка, который и окажет большое влияние.

Консультация для родителей «Личность родителей и развитие ребенка» (Жан-Жак руссо).:У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.

Консультация для родителей «Общение родителей и детей» Консультация для родителей на тему: «Общение родителей и детей» Общение имеет большое значение для формирования психик, и развития, и становления.

Консультация для родителей по ПДД УЧИТЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВМЕСТЕ С НАМИ. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах нашей страны быстро возрастают,.

Консультация для родителей по ПДД «Правила безопасности для детей на дороге» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42».

Консультация для родителей «Воспитание любовью и уважением. Маленькие истории для наших родителей» Детству следует оказывать величайшее уважение. Ювенал В дошкольном возрасте ребёнок активно постигает особенности человеческих отношений.

Консультация для родителей «Роль родителей в развитии эмоциональной сферы ребенка раннего возраста» Сегодня проблема развития эмоционально-волевой сферы дошкольника особенно актуальна. В наше время под воздействием ряда факторов у детей.

Консультация для родителей по ПДД Предисловие Ежегодно на дорогах России гибнут взрослые и дети, а также становятся инвалидами. В числе погибших есть и несовершеннолетние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»
Опубликовано: 17 января 2016 в 15:54
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Черепкова (УИ 237019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД