Марина Казакова
Предметно-развивающая среда для развития креативности речевых, литературных и интеллектуальных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Быть креативным, это значит – копать глубже,
смотреть лучше, исправлять ошибки,
беседовать с кошкой, нырять в глубину,
проходить сквозь стены, зажигать солнце,
строить замок на песке, приветствовать будущее»
П. Торренс.
Креативность – это общая способность к творчеству, характеризующая личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.
Публикация «Предметно-развивающая среда для развития креативности речевых, литературных и интеллектуальных способностей детей» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На развитие способностей влияют два глобальных фактора: семья и образовательная среда.
Креативность актуализируется только в том случае, если среда это позволяет. В повседневной жизни креативность подавляется, так как она предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время, как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих отношений, продуктов и т. д.
Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, должна обладать много вариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты. Для формирования креативности необходим оптимальный уровень социализированности, предполагающий овладение элементарными навыками социальной коммуникации, но при этом – минимальную представленность поведенческих стереотипов.
Детство – этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Организуя предметно – развивающую среду в группе необходимо учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребё нка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также развитие интеллектуальных способностей.
Правильно организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир. Развивающая среда должна быть насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора.
В развитии ребёнка предметная среда выполняет самую главную функцию – функцию стимула, побуждающую ребёнка к самостоятельному решению, к активности действий. Создавая развивающее пространство жизнедеятельности детей, необходимо стремиться к тому, чтобы его содержание было грамотным и основывалось на ряде функций и принципов построения развивающей среды.
Организующая функция – цель этой функции предложить ребёнку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
Воспитывающая функция – эта функция может состояться при условии целенаправленного внимания педагога на её реализацию.
Развивающая функция – это функция главная, ведущая.
Развивающая среда каждого вида деятельности по своему содержанию должна соответствовать «зоне актуального» развития самого слабого и «зоне ближайшего» развития самого сильного в группе ребёнка. Продуманная реализация развивающей среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать.
Чтобы предметно – развивающая среда соответствовала названным выше функциям, при её проектировании и создании необходимо ориентироваться на следующие принципы:
Принцип целесообразности и рациональности.
Принцип доступности и открытости.
Принцип-проектирование и построение окружающего мира.
Принцип активности, самостоятельности и творчества.
Принцип её эстетического оформления.
Особое внимание необходимо уделять развитию речи детей. Пособия, представленные в содержании предметно-развивающей среды по развитию речи должны быть динамичны и многофункциональны. Способствовать развитию внимания, словесно-логического мышления, активизировать словарь детей. Это наборы предметных и сюжетных картин, серии сюжетных картин, схемы для составления описательных рассказов, схемы-модели для творческого рассказывания к стихам и сказкам. Подобрать и систематизировать картинный материал по лексическим темам: «Семья», «Транспорт», «Мебель», «Грибы» и т. д. Оформить игры и пособия для развития речевого дыхания, звучащие предметы, дидактические и речевые игры для развития фонематического слуха и восприятия. Обогащать материал и по грамматическому строю речи: наборы парных картинок, сюжетных картинок для составления предложений, лото, и т. д.
Положительное влияние на становление детской речи оказывает развитие мелкой моторики пальцев рук. В группе можно оборудовать уголок «Развиваем пальчики», в котором имеются разнообразные мозаики, пазлы, шнуровки, игры-вкладыши.
В дошкольном возрасте детей знакомят с природой. Для развития экологически грамотного, бережного отношения к окружающему в группе можно оборудовать природный уголок. Комнатные растения, гербарий, разнообразие природного и бросового материала, карты, схемы, атласы животного и растительного мира, позволят получить представление о многообразии мира природы. Познавательно-исследовательский центр способствует развитию у детей интереса к познанию, формированию навыков исследовательской деятельности. Дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Его содержание составляет следующее оборудование: песочные часы, микроскоп, лупы, разовые стаканчики, магниты, воронки, вата, сантиметр, трубочки, бросовый материал, и т. д.
В дошкольном возрасте дети накапливают огромные сведения об окружающем их мире, которые являются серьёзной базой для дальнейшего развития их познавательных возможностей, но для этого необходимо создать предметно-развивающую среду-зону познавательно-интеллектуальной деятельности. Большую роль в познавательном развитии играет детская литература. С этой целью в группе можно оформить уголок «Полочка умных книг», содержание которого включает познавательные книги-энциклопедии, детские журналы, комиксы, книги о природе и животном мире с иллюстрациями. Собрать интересный материал по патриотическому воспитанию (книги, фотоматериалы, конспекты занятий).
Для развития интеллектуальных способностей обогащение предметно-развивающей среды должно осуществляться в двух основных направлениях:
1. Создание условий для проявления ребенком познавательной и двигательной инициативы. В. С. Юркевич считает, что познавательная активность является врожденной, а среда может не дать ребенку возможность проявить эту активность. Итак, можно сказать, что в современной образовательной среде при дополнительном обогащении программы такими формами работы с детьми, как вечера загадок, интеллектуальные конкурсы, придумывание и изготовление изделий для оформления помещений учреждений, и т. п. возможно создать условия для актуализации этой познавательной потребности. В этом детям может быть полезен уголок «Изодеятельности».
Как отмечает Ю. И. Александров, движение – это главное средство взаимодействия организма человека с окружающей средой. Взаимодействие организма с внешней средой строится на основе модели внешнего мира и модели собственного тела. Для ребенка жизненно необходимо удовлетворение двигательной потребности. Физкультурно-спортивные и музыкальные досуги дают возможность детям осуществлять поведение по собственной инициативе. Для этого во всех группах есть «Физкультурные уголки».
2. Создание условий для формирования опыта предметных взаимодействий. Это достигается соблюдением рекомендаций С. Л. Новоселовой по созданию развивающей предметной среды как системы материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание его духовного и физического развития и развивающей способности детей к разнообразным видам деятельности и предоставлению детям возможности осуществлять совместную деятельность, например при создании атрибутов к празднику.
Одним из любимых уголков детей может стать конструкторский центр. Для развития конструктивной деятельности оборудован уголок, в котором представлены разнообразные по размерам и фактуре конструкторы и строительный материал: деревянный, пластмассовый, мягкий конструктор. Для игр со строительным материалом сделаны: рули, дорожные знаки. Особое внимание в конструктивной деятельности детей нужно уделять коллективной работе детей, учить совместно планировать работу, сообща выполнять задуманное.
Считается, что креативность является тем свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. При этом ее формирование как глубинное, а не только поведенческое свойство должно происходить именно под влиянием условий среды, а не проведения занятий по сборникам нестандартных (творческих) задач, которые связаны лишь с присвоением детьми новой технологии, так как креативность, как глубинное свойство, выражается в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом. Именно поэтому должно осуществляться системное непрямое формирующее воздействие через определенный комплекс микросреды.
Для развития креативности, т. е. повышения уровня развития творческих способностей, положительной динамики развития творческого мышления, образовательная среда должна быть организована следующим образом:
1. У детей должна быть возможность регулярного посещения театральных постановок, как в помещении детского сада, так и в профессиональных театрах.
2. В практике работы с детьми необходимо проводить мероприятия, которые ориентированы на развитие эмоциональной сферы ребенка.
3. Дети старшего дошкольного возраста должны получить достаточный опыт общения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности, участвовать в совместных праздниках, готовить атрибуты к мероприятиям, взаимодействовать в процессе приобретения новых знаний и т. п.
4. Одной из форм работы с детьми являются "развлечения". "Развлечения" должны проводиться регулярно, в разнообразных вариантах.