Анатолий Евдокименко
Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования элементов тэг-регби
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования развитие координации выступает одной из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, от уровня проявления которой зависит успешность освоения ребенком различных видов деятельности. В нашей методической идее используются упражнения на координацию с элементами тэг-регби, что позволяет достигнуть хороших результатов развития координации у дошкольников. Регби относится к видам спорта со сложной многообразной двигательной активностью. Важным в заданном направлении является координационная подготовка. Во всем мире большой популярностью пользуется игра в регби. Тэг-регби представляет собой разновидность классического регби с упрощёнными правилами и наличием дополнительного инвентаря в виде двух ленточек на липучках, которые и называются «тэгами». Тэг-регби более безопасен, поэтому им могут заниматься дошкольники. В нашей стране охват детей дошкольного возраста занятиями тэг-регби незначителен.
Публикация «Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования элементов тэг-регби» размещена в разделах
Проблема.
Мы рассматриваем проблему развития координации у дошкольников с элементами тэг-регби. Но в то же время существует и другая проблема — недостаточная координационная подготовка у дошкольников. Старший дошкольный возраст является благоприятным для развития координационных способностей, поэтому регби является отличным видом спорта для развития этих способностей. Но многие педагоги пренебрегают этим пунктом в процессе обучения дошкольников, отдавая предпочтение специальной, узконаправленной подготовке в образовательном процессе.
Воспитательный процесс на уровне физкультуры позволяет дошкольникам добиться огромного успеха в будущем. В итоге мы видим высокие результаты:
1. Дети до 7- ми лет быстро овладевают теми или иными способностями, связанными с координацией движений, чем дети в старшем возрасте.
2. Дети с самого раннего возраста получают и запоминают необходимые знания, умения и навыки для будущей жизни. Одним из важнейших является умение грамотно использовать свою энергию, дыхание, чтобы все движения выполнялись безошибочно и входили во временной цикл.
3. Приобретая простые знания координационных способностей в старшем дошкольном возрасте, дети уже в начальной школе способны выполнить ряд сложных упражнений, которые со временем только усовершенствуются.
4. Дети, которые до 6-ти лет усваивают ряд координационных способностей, испытывают много положительных эмоций. Они благоприятно влияют на дальнейшее физическое развитие и стимулируют к новым победам.
В контексте решения данной проблемы преподаватель должен учитывать не только способ достижения цели обучения, но и возрастные особенности своих воспитанников. При условии правильного подхода к физиологическим и психическим качествам дошкольников будет решена одна из важнейших задач, состоящая в формировании развитии координационных способностей.
Координационные способности играют далеко не последнюю роль в физическом развитии дошкольника. Но в последнее время тенденция такова, что значимость развития координации приуменьшается, и, как результат, образовательная деятельность происходит не на должном уровне. В рамках перспективного планирования работы с дошкольниками педагог обязан внедрять занятия по развитию координации. Между разнообразием средств и методов развития координационных способностей можно выбрать те, которые лучше всего подходят для дошкольников и органично внедряются в образовательный процесс. Соответственно к положениям, изложенным выше, я акцентирую на важности развития координационных способностей у дошкольников с учетом их морфологических, физических и психологических особенностей. Следовательно, актуальность данной темы состоит в необходимости теоретического осмысления рассматриваемой проблематики, а также в практическом подтверждении разработанной методики.
Цель: Внедрить в образовательный процесс тэг-регби для более эффективного развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Гипотеза. Применение в образовательном процессе предложенных нами средств и методов развития координационных способностей будет способствовать более эффективному развитию дошкольника и позволит повысить их физическое развитие. В соответствии с целью мы определили следующие задачи: 1. Развить координационные способности при помощи игры тэг--регби. 2. Разработать и внедрить комплексы физических упражнений координационной направленности в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста. 3. Обучить элементам игры в тэг--регби при помощи внедрения в образовательный процесс. 4. Стимулировать у детей интерес к занятиям спортом.
Организация.
Занятия внедрялись в образовательный процесс на базе МАДОУ д / с 121 города Тюмени. На занятии по физической культуре принимали участие мальчики и девочки старшего дошкольного возраста.
Занятия проходили также по общепринятой программе, но в подготовительную, основную и заключительную часть занятия были включены комплексы физических упражнений для развития координации с элементами тэг-регби. Комплексы содержат от 3 до 5 физических упражнений координационной направленности с учетом спортивной специализации – регби. Время выполнения комплексов составило от 5-10 минут (подготовительная часть, до 15 минут (основная часть) и до 10 минут (заключительная часть).
Содержание комплексов для развития координационных способностей (подготовительная часть)
№
п/п
Упражнение
Комплексы
1
2
3
дозировка
дозировка
дозировка
1
5 упражнений с регбийным мячом
6х3
(5х2)х2
(5х2)х3
2
5 упражнений в парах
5х3
(5х3)х2
(5х2)х3
3
Эстафеты
2
2-3
2-4
4
Подвижные игры
1
2-3
1-4
5
3 упражнения на координацию
3х3
(3х3)х2
(3х3)х3
6
Метание теннисного мяча
10
(5х3)х2
(6х2)х3
Физические упражнения и комплексы в целом, выполнялись в конце подготовительно части учебного занятия. Время выполнения комплекса составляло от 5
до 8 минут (14-18%). Упражнения, которые выполнялись, были предварительно изучены мальчиками и девочками экспериментальной группы и содержали элементы игры в регби.
Содержание комплексов для развития координационных способностей (основная часть)
№
п/п
Упражнение
Комплексы
1
2
3
дозировка
дозировка
дозировка
1
3 упражнения на координацию
(3х3)2
(3х4)3
(3х3)х4
2
5 упражнений с набивным мячом
5х6
(5х6)х3
(5х5)х5
3
5 акробатических упражнений
5х2
(5х3)3
(5х4)х3
4
Упражнения в парах
8х2
(8х4)х2
(6х4)х3
5
Подвижные игры
1-2
1-2
1-4
6
Эстафеты
1-2
1-3
1-4
7
5-8 упражнений с регбийным мячом
(8х4)х2
(8х4)х2
(8х4)х2
8
Бег с препятствиями
2
3
3
Выполнение этих физических упражнений и комплексов проходило в основной части учебно-тренировочного занятия и занимало до 10 минут этой части занятия. Следует отметить, что отдельные упражнения выполнялись мальчиками индивидуально по заданию педагога, или в перерыве между двухсторонней игрой. Все участники экспериментальной группы достаточно хорошо владели рекомендованными упражнениями и могли их выполнять индивидуально или по заданию педагога.
Содержание комплексов для развития координационных способностей (заключительная часть)
№п/п
Упражнение
Комплексы
1
2
3
дозировка
дозировка
дозировка
1
5-8 упражнений с регбийным мячом
5х3
(5х4)х2
(5х4)х3
2
3 упражнения с амортизатором
3х3
(3х3)х2
(3х2)х3
3
5 акробатических упражнений
5х3
(5х2)х3
(5х3)х3
4
Упражнения в парах
3х3
3х5
(3х3)х2
5
Подвижные игры
1-2
1-2
2-4
6
Эстафета
1-2
2-3
2-4
Данные комплексы или отдельные упражнения выполнялись в заключительной части учебно-тренировочного занятия и составляли до 5-8 минут (12-15%). Чаще всего в этой части выполнялись подвижные игры и эстафеты, которые содержали элементы игры в тэг-регби. Следует отметить, что физические упражнения и комплексы в конце тренировочного занятия проводились самими участниками. При этом некоторые упражнения рекомендовались педагогом для выполнения, в качестве домашнего задания.
Для развития координационных способностей старшего дошкольного возраста используется арсенал методов стандартно-повторного упражнения и вариативного упражнения.
Игровой и соревновательный:
- изменение исходных и конечных положений, и изменение способов выполнения действия (бег лицом вперёд, спиной, боком);
- зеркальное выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках, выполнение спортивных элементов не ведущей конечностью) и выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (упражнения в равновесии сразу после вращений и кувырков);
- выполнение упражнений с исключением зрительного контроля (с закрытыми глазами).
Методические приёмы нестрого регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий среды, преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых технико-тактических действий.
В качестве методов пространства и усилий, воспроизведение их по заданиям. Метод контрастных заданий и метод сближаемых заданий состоит в чередовании упражнений (поднимание ног с касанием пола за головой и до угла 90 и 45 .).
Методы оценки уровня координационной подготовленности.
Метод произвольный (импровизация).
Метод структурированный.
Основные методы и методические приёмы, направленные на стабилизацию координационной подготовленности, делятся по группам на метод психоанализа и метод устранения ошибок.
Методика формирования координационных способностей у старшего дошкольного возраста с элементами регби, рассчитана на 8 академических часов. Занятия по данной методике могут проводиться до 2 раз в неделю (в подготовительной и в начале основной части занятия).
Методика развития координационных способностей у старшего дошкольного возраста с элементами регби
Содержание
Длительность
Кол-во
повторов
Продолж. интерв, отдыха (сек)
Интенс. нагрузки ЧСС (уд. мин)
Характер отдыха
Челночный бег 3x10 м из различных и. п.
2-3 мин
2-3
30
до 180
Пассивный
Челночный бег 3x5 м с элементами прыжковых упражнений
2-3 мин
2-3
30
до 180
Пассивный
Челночный бег 3x9 м с переноской предметов
2-3 мин
1-2
30
до 180
Пассивный
Бег по линии с высоким подниманием колен
2-3 мин
1-2
30
до 180
Пассивный
Кувырки
3 мин
4-6
15
до 130
Пассивный
Перекаты
2-3 мин
4-5
15
до 130
Пассивный
Бег с изменением направления движения по сигналу
2 мин
1
30
до 160
Дыхат. упр.
Бег с преодолением препятствий
2 мин
3-4
30
до 180
Пассивный
Бег из различных и. п.
2 мин
1
30
до 150
Дыхат. упр.
Одновременное ведение регбийного мяча руками и ногами
2-3 мин
2
20
до 150
Пассивный
Обегание конусов
2 мин
3-4
30
до 150
Пассивный
Метание мяча с расстояния (5 и 10 м)
4 мин
5-6
20
до 130
Пассивный
Прыжки со скакалкой
30 с
3-4
30
до 180
Пассивный
Методика состоит из комплексов игровых упражнений, сгруппированных по направленности к ориентации в пространстве, дифференцированной способности, способности к равновесию, реагирующей и ритмической способности. Для совершенствования координационной способности использовалось 5 упражнений и одна игра. Разучивание и выполнение упражнений проводилось по степени их координационной сложности - по правилу «от простого к сложному». Методика рекомендована для применения в образовательном процессе на каждом учебном занятии в начале основной части занятия и после подготовительной (разминки). Мы внедрили данную методическую идею в образовательный процесс на каждое занятие (2 раза в неделю) в течение 3 месяцев
Анализ результатов внедрения в образовательный процесс.
Исходя из задач методической идеи, на третьем его этапе, было проведено повторное педагогическое тестирование двигательной подготовленности старших дошкольников.
В таблицах 1 и 2 представлены сравнительные результаты общей двигательной подготовленности старших дошкольников.
Таблица 1. Сравнительные результаты общей двигательной подготовленности старших дошкольников контрольной группы
Тесты
до
после
%
p
М±m
М±m
Бег 30 м (с)
7,1±0,8
6,2±0,1
8,3
<0,05
Бег 10м схода (с)
3,1±1,2
2,6±1,3
7,3
<0,05
Прыжок в длину с места (см)
102,1±1,2
103,5±1,2
1,0
<0,05
Наклон (см)
2,2±0,5
2,5±0,4
13,6
<0,05
Таблица 2. Сравнительные результаты общей двигательной подготовленности старших дошкольников экспериментальной группы
Тесты
до
после
%
p
М±m
М±m
Бег 30 м (с)
7,0±0,9
6,0±0,2
8,3
<0,05
Бег 10м схода (с)
3,3±0,8
2,5±0,2
10,4
<0,05
Прыжок в длину с места (см)
108,2±1,7
111,1±1,3
2,0
<0,05
Наклон (см)
2,1±0,9
2,4±0,6
13,8
<0,05
Из таблиц 1 и 2 видно, что во всех группах (контрольной и экспериментальной) наблюдается положительная динамика по общей двигательной подготовленности. Так, при выполнении бега на 30 метров с высокого старта в контрольной группе средний результат в конце эксперимента увеличился на 8,3%.
При сравнении результатов проявления скорости (бег 10м схода) у дошкольников контрольной группы можно видеть, что проявление этого двигательного качества за период эксперимента увеличилось на 7,3%. У дошкольников экспериментальной группы этот показатель увеличился на 10,4%. Данное обстоятельство мы связываем с выполнением комплексов (строго регламентированный метод выполнения физических упражнений).
Выполнение прыжка в длину с места (скоростно-силовые качества) показало увеличение конечного результата у мальчиков контрольной группы на 1% .
У экспериментальной – на 10%.
Таблица 3. Сравнительные результаты координационной подготовленности старших дошкольников контрольной группы
Тесты
до
после
%
P
М±m
М±m
Бег 3х10 м (с)
11,2±0,1
10,9±0,1
2,7
<0,05
Кувырки (раз)
5,3±0,04
5,7±0,06
7,5
<0,05
Метание на дальность (м)
17,8±0,1
17,9±0,1
0,6
<0,05
метание в цель (раз)
3,8±0,1
3,6±0,1
5,3
<0,05
Обегание (с)
8,1±0,5
8,1±0,5
0
<0,05
Таблица 4. Сравнительные результаты координационной подготовленности старших дошкольников экспериментальной группы
Тесты
до
после
%
P
М±m
М±m
Бег 3х10 м (с)
11,5±0,1
10,1±0,4
12,2
<0,05
Кувырки (раз)
5,3±0,04
4,6±0,04
14,7
<0,05
Метание на дальность (м)
18,1±0,1
19,3±0,1
6,6
<0,05
метание в цель (раз)
3,8±0,1
5,1±0,1
34,2
<0,05
Обегание (с)
8,2±0,05
7,4±0,05
10,2
<0,05
Анализ данных, полученных в результате эксперимента, позволяет отметить, что предложенная методика использования физических упражнений координационной
направленности и их объединение в комплексы дает более больший эффект, чем выполнение физических упражнений общепринятой методикой. При этом данные эксперимента позволяют отметить, что методика выполнения физических упражнений в контрольной группе также имеет положительную тенденцию в повышении координационной подготовленности старших дошкольников.
Выводы.
1. Внедренная нами программа показала, что применение комплексов для развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с элементами тэг-регби является эффективным применением в образовательном процессе.
2. Разработаны и внедрены комплексы физических упражнений координационной направленности в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста.
3. Дети легко освоили элементы игры тэг-регби и с большим интересом выполняли новые для них задания, игра вызвала интерес.
4. Для детей был открыт новый вид спорта, который вызвал интерес и восторг. Дети активно обсуждают тэг-регби с родителями.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены. Наше внедрение в образовательный процесс не претендует на завершенность и исчерпанность, но раскрывает основные теоретические и практические аспекты развития координации у детей старшего дошкольного возраста.