МААМ-картинки

Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых

Елена Тюленева
Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время приоритетным направлением деятельности педагогов становится формирование коммуникативных умений у дошкольников. Проблема коммуникации считается одной из основных проблем в психологии, и педагогике, так как речевое общение является главным видом человеческой деятельности и основным условием развития речи и мышления ребенка, которое формирует его отношение к окружающим, создает специфические способы социального контакта.

Публикация «Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых» размещена в разделах

Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев считают, что коммуникативные умения являются необходимым условием развития дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. Межличностные и общественные отношения людей реализуются в общении, а сформированные коммуникативные умения являются главным показателем готовности дошкольника к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

О. А. Бизикова, А. Г. Арушанова, О. С. Ушакова, Т. В. Антонова, А. М. Богуш, Э. П. Короткова, Л. М. Шипицына занимались изучением развития коммуникативных умений дошкольников [3].

Коммуникативные умения развиваются в различных видах деятельности: игровой, двигательной, в том числе и трудовой.

В последний период наибольшее распространение имеет термин «коммуникация» вместе с термином «общение». Коммуникация является процессом взаимного обмена информацией между партнерами по общению, который содержит в себе передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Речь является универсальным средством коммуникации, с помощью которой не только лишь передается информация, однако и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Старшие дошкольники считаются субъектами коммуникативной деятельности, активными ее носителями. Возможность формирования у них коммуникативных умений гарантирует возникновение произвольности управления собственным поведением в общении.

Старший дошкольник не только лишь активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, однако и довольно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать свои высказывания в ситуации общения. Коммуникация со сверстниками и взрослыми является важным элементом других видов деятельности, таких как игровой, трудовой, продуктивной, а также самостоятельной деятельности дошкольников.

Коммуникативные умения развиваются только в процессе освоения детьми всех образовательных областей.

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективно, если осуществлять работу в комплексе. Необходимо закреплять полученные умения и навыки в различных видах деятельности. Педагогический процесс реализуется с учетом возрастных особенностей детей и строиться на основе ведущей деятельности данного возрастного периода - игровой, с постепенным усложнением вербальных и невербальных компонентов коммуникативной деятельности. Работа должна быть ориентирована на формирование различных коммуникативных умений : знания о приемах и правилах вербального общения, способность понимать и применять на практике и невербальные средства общения.

Эффективность процесса по формированию у старших дошкольников коммуникативных умений, находится в зависимости от выстраивания педагогом ситуаций общения, в которых дошкольник решает определенные коммуникативные задачи : различает ситуации общения, может определить собственные цели и цели других людей в данных ситуациях, умеет выбирать необходимые способы; а кроме того преобразовывает ситуации в зависимости от целей участников.

В старшем дошкольном возрасте обобщаются представления о труде взрослых. В работе с детьми педагогу необходимо не только сформировать знания о труде взрослых, но и научить дошкольников взаимодействовать с незнакомыми людьми. В работе необходимо организовать экскурсии, которые расширяют представления детей о профессиях, а также, чтобы они увидели все компоненты труда взрослого.

Влияние игры на формирование личности ребенка заключается в том, что через игру дети знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые являются образцом для собственного поведения. В игре дошкольники приобретают те навыки общения и качества, которые необходимы для установления контакта со сверстниками.

Закреплять полученные результаты в ходе работы по формированию коммуникативных умений необходимо при проведении с детьми беседы. Во время беседы у дошкольников развивается умение высказываться, задавать вопросы, отвечать на них, и непосредственно развиваются качества личности, такие как общительность, вежливость, тактичность, выдержанность. С целью систематизации знаний детей используется беседа, в которой ребенок получает новые знания.

Правильно определить место беседы в воспитательно-образовательном процессе детского сада является серьезной проблемой, требующей решения. Предварительно беседе проводятся наблюдения и экскурсии, с целью дать информацию для беседы, после чего следует закрепление полученных впечатлений посредством игры.

Чтобы процесс по формированию коммуникативных умений был наиболее эффективен, педагогу необходимо осуществлять работу комплексно, закреплять полученные умения в различных видах деятельности.

Таким образом, развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых реализуется посредством определенных условий: если создана благоприятная предметно-развивающей среда, через создание с детьми ситуаций общения, а также мероприятий по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых : наблюдений, бесед, экскурсий.

Одной из основных задач трудового воспитания детей дошкольного возраста считается знакомство с трудом взрослых. Методы руководства трудом имеют очень большое значение для воспитания у детей положительного отношения к труду.

Дети учатся обращаться с простейшими инструментами, исследуют качества различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки, начиная с детского сада.

В воспитательной работе необходимо применять различные методы ознакомления детей с трудом взрослых, учитывая при этом возрастные особенности: экскурсии и встречи с людьми разных профессий; наблюдения; совместная деятельность; игра.

Большое значение отводится знакомству с трудом взрослых, с их профессиями посредством экскурсий и бесед с людьми разных профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Необходимо для наблюдений отобрать то содержание труда, которое будет наиболее важным в воспитательном отношении и доступно для понимания дошкольникам, и которое может вызвать у них желание подражать трудовому поведению взрослых.

При ознакомлении с трудом очень важно постепенно расширять сведения детей. Необходимо иметь в виду, что богатство впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду.

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширять и углублять, дополняя уже известные знания более новыми.

Наиболее благоприятные условия формируются в том случае, когда взрослый привлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая детям посильные поручения, налаживая сотрудничество. Дети выполняют отдельные трудовые поручения, для детей постепенно вводятся дежурства.

Развитие системных знаний детей о труде взрослых подразумевает знакомство дошкольников с определенными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт, т. е. результат труда.

Публикации по теме:

Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством Цель: -знакомить детей с декоративно–прикладным искусством, бытом и традициями русского и мордовского народа; - прививать эстетический.

Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с русским народным костюмом Цель: Приобщать детей к культурным традициям России на основе знакомства с народно-прикладным искусством, с русским народным костюмом, его.

Экологическое развитие в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром Теория экологического образования утверждает необходимость формирования у дошкольников экоцентрического экологического сознания, основанного.

Формирование творческих способностей старших дошкольников в процессе ознакомления с дымковской игрушкойФормирование творческих способностей старших дошкольников в процессе ознакомления с дымковской игрушкой Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности ребенка,.

Консультация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края» Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Обогащение словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом,.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи. Развитие коммуникативных умений у дошкольников с ТНР. Учитель-логопед высшей квалификационной категории Е. К. Попович Коррекционное воздействие.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Изучение процесса формирования коммуникативных умений у дошкольников.

Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников 1. «Царевна Несмеяна» Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых
Опубликовано: 16 декабря 2015 в 19:54
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых» (включая файлы) размещена пользователем Елена Тюленева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД