Елизавета Мандрикина
Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава.
Изучение процесса формирования коммуникативных умений у дошкольников в смешанных группах обусловлено повышением интереса к новым способам построения взаимодействия воспитателя и дошкольника, а также взаимоотношения детей и поиска решения этой проблемы среди уже известных методов и приемов, систематизируя и актуализируя уже известные знания, умения и навыки, для успешного развития коммуникативных умений у детей-инофонов.
Публикация «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Ключевые характеристики для заинтересованности дошкольников в образовательную деятельность:
• речевая направленность,
• функциональность,
• ситуативность,
• обеспеченность общей мотивацией (дополнительное включение вопросов и тем, интересных и важных для всех учащихся,
• индивидуализация и дифференциация процесса обучения в условиях коллективных форм работы.
В условиях смешанной группы возникает необходимость использования активизирующих коллективных форм обучения: работы в парах, группах, по цепочке и др. Их достоинство состоит в том, что они значительно увеличивают объем речевой деятельности на занятиях: предварительное обсуждение ответов помогает детям преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с группой смешанного состава. Конечно, не менее важно организовать обучение в условиях, адекватных реальной коммуникативной деятельности. Работа в парах (причем всегда подвижных, например, ребенок-инофон + ребенок-носитель языка или два ребенка-инофона, получивших отдельное задание на карточке и т. п.) помогает исправлять речевые ошибки учеников через планирование и составление диалогов по заданной ситуации. Например, ребята оказывают друг другу помощь в правильном и четком произнесении русских фраз, в том числе и за счет индивидуальной работы друг с другом. Так происходит достижение «образца», то есть эталонного звучания. При усвоении произносительных норм часто детский контакт на занятии обеспечивает лучший результат, чем аналогичный контакт с воспитателем. Работа «по цепочке» используется для закрепления опыта использования грамматических форм и структур (со зрительной опорой и без нее, при составлении рассказов по сюжетным картинкам, пересказе. Для того чтобы у всех детей в равной мере вызвать интерес к русскому языку, использую дидактические игры: наглядные, словесные, ролевые. Активно применяются различные виды карточек как для индивидуальной работы, так и для групповой, раздаточный материал, предметные картинки, загадки, ребусы. С помощью наглядных игр расширяется словарный запас учащихся. Так же эффективно проводить словесные игры и без опоры на предметную наглядность. Их цель – закрепление уже известной лексики и развитие познавательной активности, формирование коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с поставленной перед детьми учебной задачей. Словесные игры – одно из самых эффективных средств контроля за процессом формирования устной речи учащихся. Припоминание и воспроизведение слов в словесных дидактических играх осуществляется наряду с решением других мыслительных задач: заменой одного слова синонимичным ему, названием предмета или действующего лица по его признакам или действиям, группированием предметов по сходству и различию. Это игры, полезные не только детям-инофонам, но и носителям языка, потому что они развивают чувство слова, обеспечивают лексический прирост, дают возможность пользоваться разными языковыми средствами. Занимательные игры оживляют занятие, делают его более интересным и разнообразным. Образовательная задача, поставленная перед дошкольниками в игровой форме, становится для них более понятной, а словесный материал легче и быстрее запоминается. Закрепление старых и приобретение новых коммуникативных навыков и умений в игровой форме также происходят более активно. В процессе игры дети усваивают новую лексику, тренируются в произношении и закреплении в речи определенных слов, словосочетаний, целых предложений, стремятся выразительно читать стихотворения, используют загадки, пословицы. В условиях смешанного класса самыми эффективными оказываются именно коллективные формы работы, активизирующие возможности как каждого ребенка, так и всего коллектива.