Папки-передвижки

Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края

Ирина Афонина
Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа родного края во всем ее многообразии, изменяющаяся в процессе роста и развития, а также в зависимости от сезона представляет широкие возможности для формирования экологической культуры дошкольников. Природные особенности создают неповторимый образ родного края, формируют представления о его многообразии, красоте, но вместе с тем и о беззащитности. Таким образом, складываются возможности для влияния на эмоциональную сферу детей и выработки у них ценностных ориентаций по отношению к природе. Природное своеобразие родного края, его ландшафт, растительный и животный мир представляют возможности для формирования экологических знаний.

Публикация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края» размещена в разделах

Село Чернуха - один из старейших населенных пунктов Арзамасского района Нижегородской области, которое пересекает речка Чернушка и на опушке леса впадает в реку Сережу. В окрестностях имеются многочисленные карстовые образования – воронки, поэтому в нашем селе много водоемов. Флора нашего села очень богата. Разнообразие растений, различных по внешним характеристикам, является естественным побудителем детского общения с природой.

В Чернухе имеются памятники природы, которые обогащают историю села: Большая сосна, Разбитый пчельник, Черемухов дол, Сосновое болото, Резоватова гора, Бакалды. Любимый маршрут ребят – пойти в гости к Большой сосне – одному из объектов наблюдений с дошкольниками.

Еще одним аспектом, создающим предпосылки для развития экологической культуры, служат историко-культурные традиции села. Так, животный мир Чернухинских окрестностей широко представлен в экспонатах музея «Природа» имени С. И. Трофимова Арзамасского района, который основан в далеком 1955 году охотниками Чернухинского районного охотобщества. Этот музей уникален в том, что второго такого сельского музея природы нет нигде. Он в своем роде единственный.

Экскурсии по музею способствуют развитию познавательного интереса к природе родного края, формированию экологических знаний, бережного отношения к природному окружению.

Особенности природного окружения села используются педагогическим коллективом МБДОУ «Чернухинский детский сад № 16» в организации экологического образования дошкольников. Уже 10 лет дошкольное учреждение углубленно работает по формированию экологической культуры детей. Детский сад работает по Основной общеобразовательной программе, которая разработана с учетом примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и программы С. Н. Николаевой «Юный эколог». Основополагающая идея системы работы – формирование у ребенка целостного мировоззрения, заключающегося в понимание единства человека с природной средой как взаимообусловленных компонентов земного бытия.

Научить любви к природе «чисто теоретически» невозможно. Необходимо непосредственное общение детей с живой природой, для которого в учреждении создана эколого-развивающая среда. Охарактеризуем ее компоненты.

На территории ДОУ создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали деревья: ель, березу, липу, вяз; кустарники : сирень, жасмин, барбарис обыкновенный, акация. Также имеется старый пень, грибная поляна со Старичком – Лесовичком.

Участок, отведенный под огород, располагается на ровном месте, недалеко от здания детского сада, в свободной зоне, не мешая играм и развлечениям детей. Огород «Пчелка» мы рассматриваем, прежде всего, как место, где дети под руководством воспитателя, обучаются трудовым операциям по выращиванию овощных культур. При выборе овощных культур мы учитывали почвенно – климатические условия. При таком подборе овощных культур наши дети ухаживали за растениями длительное время, снимали урожай летом и осенью, тем самым поддерживали интерес ребят к работе на огороде (приложение №2)

В фитозонах сконцентрированы растения разной оздоровительной направленности. Наряду с чисто практической (оздоровительной) направленностью фитозоны имеют еще и познавательную ценность : на каждое растение имеется экологический паспорт с указанием особенностей внешнего вида растения, его пользы для организма человека и правил его использования.

Уголок поля, где дети сажают рожь, пшеницу, наблюдают за их ростом и созреванием. Заложен питомник, где растут елочки и сосенки для проведения экологических акций (приложение № 3). Установили птичий столб, который позволяет детям наблюдать и заботиться о птицах в любое время года.

Альпийская горка – оживляет среду, привлекает детей своей необычностью и красочностью, способствует возникновению познавательного интереса, развивает эстетические чувства, любознательность, воспитывает ответственность за живых существ. На альпийской горке растут специальные растения, в основном многолетники низкой компактной формы. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности в процессе ухода за ними. Кроме того, цветущие растения привлекают многих насекомых, таким образом, появляются дополнительные объекты для наблюдений.

На тропе мы проводим: наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии, акции. Свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

На примере сорняков объясняли детям многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, мы наглядно показываем детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняем о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Традиционно в осенний и весенний период мы организуем в нашей группе «Огород на окне». Осенью это пересаживание с огорода в горшочки зелень петрушки, зелень сельдерея из клубня-корня, комнатные помидоры, перцы. Весной выращиваем рассаду различных растений «Огород на окне» вызывает у детей желание ухаживать, наблюдать, знакомиться с условиями необходимыми для их роста и развития. Для проверки подтверждения замечательных перемен используем мерки, на которых удобно ежедневно отмечать высоту ростков. Все изменения заносим в «Журнал наблюдений», с помощью которого сравниваем результаты в начале и в конце опыта.

Чтобы поддержать интерес детей, кроме рассады, у нас в «Огороде на окне» появляются «Травянчики», которые являются уникальной экологической игрушкой, выполненной вручную. Для изготовления таких «Травянчиков» используются: чулок, опилки и семена овса или пшеницы. Ее изюминка заключается в том, поливая ее водой, через некоторое время, из его головы начинает расти сочная, нежная, густая трава, создавая очень шикарную шевелюру. После того, как «волосы» «Травянчика» немного подрастут, им мастерим причёски, аккуратно подстригая траву так, как больше нравится. Позже она вырастает снова. Более того, зеленую травку мы используем для корма рыб в уголке природы. Такими необычными способами удается постоянно поддерживать интерес детей к наблюдениям за растениями, а также развивать их речевую активность. Сколько эмоционального отклика получаем мы от детей. Ведь ребенку хочется задать множество вопросов, придумать свою сказку или загадку про фантастическую игрушку.

В экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста используются различные формы, методы и средства. Одной из форм организации общения детей с природой являются экскурсии. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, сезонными изменениями, с трудом взрослых в природе. Педагоги знакомят детей с обитателями и взаимосвязями луга, леса, водно-прибрежной экосистемой реки Сережи.

Организуются целевые прогулки на небольшое озеро. Педагоги показывают детям, как разместились растения в водоеме. Дети узнают, что каждый водоем, даже самый маленький – это своеобразный, но сложно устроенный мир растений и животных. Водные растения и животные образуют сложную биологическую систему.

Особое место в педагогическом процессе нашего ДОУ отводилось экологическим акциям. Их проведение стало доброй традицией. Акции одна из интересных форм работы, которые дают возможность соединить три аспекта экологического образования : эмоциональный, познавательный, действенный. Они более конкретны, несут просветительскую и практическую направленность, в них дети стремятся высказать свое отношение к природе родного края. Примером тому является экологическая акция «Скажем оврагам «нет»!». В акции принимали участие дети и воспитатели подготовительной к школе группы.

В рамках акции «Поможем птицам пережить зиму» был объявлен конкурс на самую оригинальную кормушку для птиц, в которой активное участие принимали почти все родители, проявив мастерство и фантазию. Кто-то соорудил кормушку из бросового материала, такого как пластиковые бутылки, канистры, упаковки из-под новогодних подарков. А некоторые родители, по – видимому, не один час провели в мастерской, сделав не только красивые, но и прочные деревянные кормушки.

В течение 2014-2015 учебного года реализовался творческо-экологический проект «Мусор Земле не к лицу!».

В работе по теме проекта использовались разнообразные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста : беседа «Планета земля в опасности!», НОД «Этот опасный мусор», изготавливали поделки из бросового материала, дидактические игры, оформляли плакат «Планета в опасности, но мы ее спасем!», проводили викторины, интеллектуальные игры "Знатоки природы родного края", открытое интегрированное занятие по теме: «Мусор Земле не к лицу!».

Неслучайно работа с родителями по экологическому воспитанию детей является одним из неотъемлемых направлений работы дошкольного учреждения, именно партнерские отношения с родителями мы рассматриваем как основной ресурс реализации ФГОС ДО.

Таким образом, педагогическими условиями формирования экологической культуры при ознакомлении с природой родного края являются : привлечение содержания природный среды в процесс обучения; усиление экологической направленности краеведческих материалов; создание эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении на базе природного и социального окружения села Чернуха.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа.

Цели и задачи ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Цели и задачи ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. Младшая группа. Воспитывать интерес природе и эмоциональную.

Формирование творческих способностей старших дошкольников в процессе ознакомления с дымковской игрушкойФормирование творческих способностей старших дошкольников в процессе ознакомления с дымковской игрушкой Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности ребенка,.

Формирование музыкальной культуры старших дошкольников в процессе восприятия музыки Основой формирования музыкальной культуры дошкольников является восприятие музыки. Выбирая данную тему педагогического исследования, мы.

Обогащение словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом,.

Организация деятельности детей в процессе ознакомления с культурой родного края. Проект ПРОЕКТ Организация детской деятельности в процессе ознакомления с культурой родного края. Введение. В дошкольном возрасте начинает формироваться.

Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края Одним из средств ознакомления с родным краем является знакомство с мордовскими подвижными играми. Они содержат в себе многовековой опыт.

Перспективный план работы «Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами исследовательской деятельности» Цель. Формирование у детей осознанно-правильного отношения к окружающим их объектам природы; экологического мышления, способного осознавать.

Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края В настоящее время развитие художественно-творческой деятельности, эстетического восприятия, способностей детей являются актуальными проблемами.

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с легендами родного краяВоспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с легендами родного края В дошкольном возрасте ознакомление детей с родным краем является одним из центральных направлений этнокультурного образования. Взаимодействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края
Опубликовано: 14 октября 2015 в 08:35
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Афонина (УИ 372049) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД