Татьяна Скрягина
Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время бурно развиваются информационные технологии, которые, конечно же, необходимы человечеству для выполнения различных работ, сейчас нет ни одной области, где не используют компьютеры и информационные программы. Но негативная сторона информационных технологий заключается в том, что люди перестали общаться между собой. И первыми забили тревогу педагоги, потому, что именно они видят, как деградирует общество, а самый незащищённый контингент – это конечно дети.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Работая в дошкольном образовательном учреждении учителем-логопедом, ежедневно сталкиваюсь с различной речевой патологией, и с каждым годом речевые нарушения у детей становятся всё тяжелей. Причины речевых нарушений разные, но одна из причин – это недостаток у детей коммуникативных навыков.
И для того, чтобы человечество не перешло к форме общения первобытных людей – жестам, педагоги вынуждены искать новые интересные формы работы не только с детьми, но и с родителями. И если дети откликаются на предложение поиграть, то, как же тяжело вдохновить родителей принять участие в любых педагогических мероприятиях. Для того, чтобы начать работать с детьми раннего дошкольного возраста пришлось перечитать множество методик разных авторов, обратиться к давно забытым формам общения с детьми. И как говорит мудрость: всё новое – это хорошо забытое старое. Оказалось, что в наш век высоких технологий очень эффективны старые приёмы развития детей раннего возраста.
Ещё с давних времён талантливые люди из народа играли с маленькими детьми, которые ещё не умели говорить и сопровождали слова песни или слова-игры с пальчиками ребенка. Отсюда родились известные всем игры: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Гуленьки», «Коза рогатая» и т. д. Специалисты, такие как невропатолог и психиатр В. И. Бехтерев, физиолог И. П. Павлов, писатель Н. И. Новиков и другие, исследующие деятельность мозга и психику детей в своих исследованиях отмечали, что развитие тонких движений пальцев рук благотворно влияет на развитие и функционирование мозга.
И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал кинестетическим ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее карта мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.
Выдающийся педагог-гуманист и философ Мария Монтессори сказала, что «рука человека – это вынесенный наружу мозг», поэтому в своей работе с детьми раннего возраста я применяю различные пальчиковые игры, пальчиковый театр, пальчиковую гимнастику. Родители детей, с которыми проводилась эта работа отмечают, что дети стали лучше говорить, с удовольствием играют с пальчиками даже тогда, когда сильно больны. На сегодняшний день существует множество пальчиковых игр, которые предназначены для детей разных возрастных групп : начиная от самых простых и заканчивая очень сложными играми.
Предлагаю некоторые приёмы для развития мелкой моторики, которые я применяю в своей практике.
1. Массаж рук
Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. Предлагаю описание массажа рук по методике О. Приходько:
Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» — 6-8 раз, отдельно на каждой руке.
Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за
исключением большого пальца) — от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно.
Спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладони ребенка от ее середины
до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого
пальца — 2-4 раза по каждой ладони («рисуем», «мотаем клубочек»).
Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой
фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух
плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой — все пальцы кисти массируются по
очереди 1-2 раза.
Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-
назад, в бок — в сторону, по кругу.
Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от
периферии к центру» — 5-6 раз.
2. Занятия с конструкторами очень благотворно влияют на развитие рук ребенка.
Желательно приобрести для малыша несколько разных видов конструкторов (чтобы
принцип соединения деталей был различным). При этом необходимо помнить, что сложнее работать с мелкими деталями.
3. Использую разнообразные виды мозаик — с шестигранными пластинками, круглые
квадратные. Поначалу лучше использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по размеру деталей. Предлагаю малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет», затем показываю, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием считается выполнение изображений — цветы, травка, солнышко, зверушки и др.
4. Нанизывание бусин на шнурок. Подбираются крупные бусины с большими
отверстиями и шнурок, малыша необходимо научить нанизывать бусины на шнурок. Учите брать бусины двумя пальцами или щепотью (в зависимости от размера, другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. Помимо бусин можно использовать шарики, крупные пуговицы, а вместо шнура — толстую нитку или веревочку (с иголкой, проволоку. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в основу действий с которыми положен принцип нанизывания.
5. Шнуровка — это продергивание шнурка, проволоки или толстой нити в отверстия.
Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов — ткани, поролона, картона, фанеры, в которых сделаны отверстия-дырочки. Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной : большие пуговицы (размером около 10 см); яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать.
6. Игры с использованием прищепок. Необходимо сначала показать малышу, как
следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Если прикреплять прищепки к жёлтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками ёжика. Помните, что научиться отстегивать прищепки легче, чем пристегивать. Можно организовать игру в стирку и при помощи прищепок прикрепить к натянутой веревке кукольную одежду.
7. Выкладывание фигур из палочек. Предложите ребенку выложить из счетных палочек
или спичек простые фигурки — квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок,
елочку, лесенку и др. Задания и инструкции к ним могут быть разными по сложности:
поэтапный показ каждого действия, выполнение фигуры по готовому образцу,
выполнение по памяти. Кроме палочек, можно выкладывать фигуры из шнурков или
цепочки. Также можно предложить для выполнения простую аппликацию из плоских
деревянных или картонных фигурок.
Список литературы
1. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики) – СПб, 2005.
2. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. Программа обучения в детском саду – М., 2005.
3. Е. Янушко «Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5 – 3лет. /Елена Янушко. – Москва: Теревинф, 2007. — 232с.
4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб, 1997