ИРИНА АРЮКОВА
Подборка игр направленных на снижение страхов и тревожности у детей, развитие коммуникативных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
"Похвалилки". Игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе.
Все дети сидят в кругу (или за столами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие, ребенок должен "озвучить" карточку. Причем, начав словами "Однажды я. ". Например : "Однажды я помог товарищу в школе" или "Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание" и т. д.
Публикация «Подборка игр направленных на снижение страхов и тревожности у детей, развитие коммуникативных навыков» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Страх и детская тревожность
- Темочки
На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.
После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.
"За что меня любит мама".
Способствует повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.
Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.
Затем можно попросить одного из детей (желающего, чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
Игра "Кляксы"
Снятие агрессии и страхов, развитие воображения.
Процедура игры: подготовлены жёсткие листы бумаги, жидкая краска.
Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть "кляксу" на лист и сложить его вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа "клякса". Замечания к игре:
1. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно чёрную или красную краску.
2. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона.
3. Серые и коричневые - выбираются детьми напряжёнными, конфликтными, расторможенными (ребёнок нуждается в успокоении).
4. Возможны такие ситуации, когда дети выбирают цвета, не придерживаясь связи между цветом и психическим состоянием.
"Сочини историю"
Снятие страхов.
Из группы детей выбирается ребёнок, который сочиняет историю, другие дети - "зрители". Ребёнок рассказывает историю. Затем её продолжает ведущий, который вводит в повествование более "здоровые" и гармоничные способы адаптации и разрешения конфликтов, нежели те, которые изложил ребёнок. Затем предлагается продолжить историю ребёнка, потом опять ведущий и т. д.
Все несложные игры развивают быстроту реакции, умение ориентироваться в незнакомой обстановке, уменьшают эмоциональное напряжение и скованность. "Пятнашки"
Снятие страхов нападения, боязнь наказания родителей, установление более непосредственного контакта между родителями и детьми.
Суть игры — ограничить игровую площадку и расставить на ней в беспорядке стулья, любые предметы.
Ведущий догоняет игроков, пытаясь хлопнуть их по спине. Кого догонят — тому водить. Кто выйдет за пределы игровой площадки или заденет какой-то предмет также становится ведущим. Сопровождайте игру веселыми репликами типа “Только попадись!”, “Не догонишь!” и т. п. Кроме того, для успешности Вашего замысла старайтесь незаметно подыгрывать детям. Служит своеобразной разминкой к последующим играм и содержит ряд правил. Ограничивается игровая площадка, беспорядочно ставятся стулья, чтобы между ними осталось расстояние для прохода. Нельзя "пятнать" через стулья. Можно отворачиваться, увертываться. Кто случайно заденет стулья или выбежит за пределы площадки, становиться водящим. Хлопать только по нижней части спины, конкретно - по ягодицам. Причем нужно ударять сильно, эмоционально, с угрозами. Тем самым устраняются страхи боли и уколов, физических наказаний. Водящий должен сыпать угрозы. Эта игра может использоваться в разных модификациях.
"Жмурки" проводится после пятнашек.
Снятие страхов. Устраняют страх внезапного воздействия, темноты и замкнутого пространства.
Водящему надо найти стоящих в разных местах игровой площадки детей. Основное правило игры - стоять на одном месте и ничем не выдавать себя. Требуются определенная выдержка, терпение в противоположность беспокойству и возбуждению. Можно изгибаться, наклоняться, даже ложиться, когда водящий проходит и пытается нащупать вытянутыми руками участников игры, но ноги остаются как бы приклеенными к полу и нельзя говорить. Водящему завязывают глаза и три раза крутят. Надо выключить свет, чтобы был полумрак, сделать атмосферу таинственности.
“Прятки”
Снятие страха темноты, одиночества, замкнутого пространства.
Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем выключается свет, остается только ночник. Ведущий обходит квартиру с шуточными угрозами в адрес прячущихся. Прячущиеся сидят в темноте и стараются ничем себя не выдать. Лучше, когда ребенок сразу становится ведущим, это позволяет ему преодолеть страх и нерешительность. Хороших результатов можно добиться, когда ведущие взрослые “сдаются”, так и не найдя прячущегося ребенка.
В комплексе игры "Пятнашки", "Жмурки", "Прятки" снимают страх замкнутого пространства, страхи темноты, одиночества.
"Воздушный шарик"
Снятие напряжения.
Данная игра поможет научиться расслаблять мышцы живота.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".
Упражнение можно повторить 3 раза.
Примечание. Обратите внимание на то, чтобы напрягался именно живот, проследите за плечами ребенка - они не должны подниматься. Второй важный момент - выдох должен быть сделан без усилия, воздух сам выйдет, если перестать напрягать живот.
"Рот на замок"
Это упражнение поможет ребенку научиться расслаблять губы и нижнюю челюсть, изображая, как выглядит в действительности образное выражение "Рот на замок!". Пусть ребенок сильно сожмет губы. Теперь, не отпуская, подожмет их так, чтобы они совсем не были видны. Так нужно продержаться несколько секунд, радуя родителей тишиной, а затем можно расслабить губы. Подчеркните для ребенка, что теперь его губы стали снова мягкими и не напряженными.
Примечание. Эту игру желательно повторить несколько раз для большего эффекта. Чтобы ребенку не стало скучно, можно чередовать ее с аналогичной игрой "Слон", когда мальчик или девочка вытягивают губы вперед трубочкой, изображая хобот слона, а затем расслабляют их.
"Слепой танец"
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
Детей разбивают на пары. Один получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Дети берутся за руки и танцуют друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Затем меняются ролями.
В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.
"Проникновение и выход из круга"
Цель: помогает устранить страх замкнутого пространства. Способствовать развитию умений сотрудничать с взрослыми и детьми.
Взрослые и дети со сцепленными руками образуют круг. Все закрывают глаза и заявляют, что никто не проникнет в их царство. Играющие пытаются по очереди проникнуть в круг через одну из пар. Но охрана начеку и быстро реагирует на заметный шорох, случайное прикосновение. Если кто-то пробрался в круг, то хлопает в ладоши, и теперь он должен выйти из круга.
"Коридор"
Цель: устранить страхи нападения животных, боли, неожиданного воздействия, отчасти - замкнутого пространства. Развитие коммуникативных навыков.
Родители и дети распределяются на 2 лагеря. Образуется коридор, играющие изображают собак, встают на четвереньки напротив друг друга, начинают лаять, но оставаясь на цепи. Ребенок должен пройти бесшумно или шумно и быстро по коридору, схватить приз в конце и вернуться.
"Кочки"
Цель: преодоление страхов глубины и чудовищ, живущих в глубине. Развитие коммуникативных навыков.
Расставляются на расстоянии 1 шага (ребенка) стулья, повернутые в разные стороны. Сами стулья - это камни, выступающие из воды. Тот, кто оступается, неизбежно попадает в воду, но должен подняться и продолжить путь. Надо перейти на другой берег. Затем расстояние между стульями
увеличивается. Взрослые и дети стоят по обе стороны, нагнетают обстановку, потом все участники игры встают на четвереньки по обе стороны стульев и пугают проходящих мимо, внезапно вскакивая, махая руками, издавая угрожающие звуки, но не дотрагиваясь при этом руками.
«Найди друга» (для детей с 5 лет) для детей с трудностями в общении.
Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
«Рукавички» (для детей с 5 лет)
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Примечание. Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.
«Сочиним историю» (для детей с 5 лет)
Ведущий начинает историю: «Жили-были.», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
«Дракон» (для детей с 5 лет)
Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
«Гнездышко» (для детей с 4 лет)
Дети присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел ведущий.
«Передай мячик» (для детей с 4 лет)
Сидя или стоя играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил – выбывает.
Примечание. Усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.