Ольга Владимировна Куличенко
Развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный
поток представлений, понятий об
окружающем мире»
В. А. Сухомлинский
Научные знания и престиж интеллекта в наши дни стоят на первом месте в современном обществе. От детей требуют ранних успехов и достижений, их стремятся научить читать, писать, считать, забывая о том, что ведущим видом деятельности ребенка является игра. Именно через игру взрослые могут развивать, обучать, корректировать, воспитывать ребенка.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Современные родители зачастую сами принадлежат к неиграющему поколению, поэтому они не играют со своими детьми, не умеют это делать.
Дети воспитанные такими родителями часто испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Они замыкаются или часто конфликтуют, так как не могут развивать и поддерживать устойчивый контакт, выражать свою симпатию к окружающим.
Сюжетно-ролевая игра способствует коммуникативному развитию дошкольников. Как любая человеческая деятельность, сюжетно-ролевая игра возникает не сама собой, ребенок должен научиться в неё играть. Учителями могут быть родители, воспитатели, старшие дети, передавая свои знания младшим дошкольникам. Без помощи взрослого игры детей будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени, так как у дошкольников не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые.
Сюжетно-ролевая игра имеет ориентировочный подход. Дети учатся включать в игру предметы-заместители, полифункциональный материал, объединять несколько игровых действий в единую смысловую цепочку, что способствует переходу от практического к умственному действию.
Обучая игре, взрослый должен акцентировать внимание дошкольников на взаимоотношениях людей, ориентировать на сверстника, как партнера, такой партнер может отвечать на вопросы, его можно послушать, с ним интересно разговаривать. Для этого необходимо учить детей диалогу, формируя ролевую речь, обращенную к партнеру.
В процессе игры пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли.
В младшем дошкольном возрасте тематика сюжетно-ролевых игр увеличивается. Дети играют в игры с машинами, в магазин, в больницу, в мастерскую, в парикмахерскую, в почту, но наиболее востребованными остаются игры
с куклами. В сценариях игр диапазон ролей, которые могут брать на себя дети, расширен, но их круг ограничен из-за небольшого жизненного опыта.
Каждая игра должна носить характер эмоциональной ситуации. Сюжет должен использоваться вариативно, постепенно усложняя игровые задачи. Если в игре с куклой, в начале, взрослый знакомит ребенка с куклой, сообщая характерные черты поведения, привычек и склонностей кукол, то в дальнейшем, надо ставить его в такую ситуацию, когда ребенок сам с удовольствием рассказывает о своей кукле.
Предметно-пространственная игровая среда должна оснащаться разнообразным полифункциональным материалом. Она является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры. Взрослый меняет предметно-игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта детей. Ввод дополнительных атрибутов, использование по- новому одной и той же предметной среды разнообразит игру, вносит е нее творческое начало.
Работа по развитию сюжетно-ролевых игр должна осуществляться в двух направлениях: создание необходимой игровой среды, непосредственное руководство играми детей.
Необходимо наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком,
научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре, руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
В первое время дети играют в одиночку и довольно разнообразно. К концу младшей группы они должны научиться играть небольшими группами, проявлять друг к другу доброжелательность, внимание, уступать игрушки товарищам.
Возникающие конфликтные ситуаций можно снизить, используя сюрпризные моменты, интерактивные игрушки. С их помощью научить детей запоминать некоторые правила игры.
В процессе сюжетно-ролевых игр и общения взрослый дает детям
- информацию о социальной жизни человека, используя чтение художественной литературы, беседы, просмотр мультфильмов;
- помогает определиться с ролью в игре;
- помогает контролировать свое поведение, регулировать эмоциональное состояние;
- учит договариваться в выборе игры, распределять роли, создавать сюжет и развивать его в совместной деятельности со сверстниками.
Развития любого вида деятельности сначала осуществляется в совместной деятельности со-взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра являются средством развития коммуникативных навыков дошкольников, помогая не только адаптироваться в коллективе, но и активно его осваивать.