МААМ-картинки

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста (1 фото)

Елена Милютина
Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, с несформированностью нравственно-эмоционально волевой сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Сенситивным периодом в формировании коммуникативных компонентов является дошкольное детство.

Коммуникация – это процесс передачи осмысленной информации, её эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы к другому человеку, группе.

Ведущим направлением повышения эффективности процесса обучения речевым умениям должен быть коммуникативный подход. Коммуникативный подход рассматривает речь, как частный случай речевого общения и приближает к жизненной ситуации общения людей, давая возможность сформировать у ребенка важные в повседневной речевой практике коммуникативные умения. Он позволяет преодолеть существующий разрыв между «хорошей» речью ребенка и низким уровнем его речевых высказываний в повседневном общении. Коммуникативный подход позволяет избавиться от ситуации «говорение ради говорения», которая встречается в практике работы детских садов и ведёт к снижению интереса детей к обучению родной речи.

Выделяют несколько групп коммуникативных умений:

1. Собственно речевые умения: вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно в нормальном темпе;

2. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, просьба, извинение, жалоба, сочувствие, и т. д. ;

3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе;

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение;

5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

В младшем дошкольном возрасте уделяем больше внимания первым трём группам.

Работу по развитию коммуникативных навыков мы реализуем по следующей модели:

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов мы произносим правильно и четко звуки родного языка.

Артикуляционный аппарат развивается не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.

Для детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые и способствуют формированию точных, чётких, дифференцированных движений органов речевого аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.

В младшем дошкольном возрасте уделяем внимание базовым упражнениям:

1. Улыбка;

2. Дудочка;

3. Открой и закрой дверцу;

4. Заборчик;

5. Лопатка;

6. Иголочка;

7. Часики;

8. Качели.

Артикуляционные упражнения проводим ежедневно и лучше 2 раза в день (до приема пищи).

Для большей заинтересованности малышей каждое упражнение лучше сопровождать веселыми стишками, картинками.

Модель преподнесения материала:

1. Знакомим с одним базовым упражнением.

Например, упражнение «Улыбка»:

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам

Улыбаются, смеются,

А глаза у них как блюдца.

После чтения стихотворения воспитатель вместе с детьми выполняет упражнение. Когда дети освоят данное упражнение, взрослый читает, а малыши выполняют.

2. Знакомим с другим базовым упражнением.

Упражнение «Дудочка»:

Мои губы – трубочка –

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

3. Чередование упражнений («Улыбка-Дудочка»):

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А сейчас я дудочка,

Дудочка-погудочка

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

В дальнейшем можно придумывать игры - истории, включая разные артикуляционные упражнения.

К технике выполнения упражнений детьми 3-х летнего возраста не предъявляется больших требований. Главное – усвоение базовых умений.

Детей 4-х летнего возраста в игровой форме знакомим с органами артикуляционного аппарата: рот – это дом для языка, в доме есть две дверцы - это губы и зубы. Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.

Кроме упражнений для губ и языка берем упражнения для щёк, например: «Хомячок» – надуть щёки, «Голодный хомячок» – втянуть щёки и др.

Вместе с артикуляционной гимнастикой используем игры на развитие речевого дыхания. Ведь хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.

Например: «Шторм в стакане»,«Футбол», «Волшебная бутылочка», «Кораблик» и др.

Второе направление нашей работы - это формирование собственно речевых умений у детей: тренинги, коммуникативные игровые ситуации, речевые игры.

Цель тренингов заключается в освоении приёмов позитивного налаживания контактов и поиска активного общения.

Тренинги - приветствия с последующим усложнением.

1. «Осьминожки».

Малыши, сидя на ковре, опуская пальчики на ковер, изображают осьминожек, которые ползают и встречаясь с другими осьминожками здороваются и приветствуют друг друга.

2.«Назови по имени».

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку, ласково называет его по имени и приветствует. Мяч передаётся по кругу, при этом дети ласково называют друг друга по имени, приветствуют.

3. «Приветствие».

Дети, стоя в кругу, передают мяч (клубок) друг другу и говорят слова приветствия с комментариями (например: «Доброе утро, Маша. У тебя красивый бантик»).

4.«Волны» (начало года).

В данном тренинге, каждый из детей может почувствовать себя в импровизированном море. Ребенок, изображающий купальщика, становится в круг ребятишек, изображающий волны. «Волны» ласково поглаживают купальщика со всех сторон, приговаривая: «Мы тебя любим!». И каждый ребенок может почувствовать нежность и ласку своеобразных волн.

5.«Волны» (конец года).

Воспитатель говорит: «В море бывают не большие волны, и так приятно когда они касаются тебя. Давайте превратимся в морские волны и будем двигаться так же, как они журчать; улыбаться, как волны искрятся на солнце.

Затем воспитатель предлагает искупаться в море. Купающийся становится в центре круга, волны окружают его и, поглаживая, тихо произносят нежные, ласковые слова о ребенке.

6.«Ссора».

Дети становятся спиной друг к другу и «ссорятся» - притопывают ногами, машут сжатыми кулаками – эмоция злости. На слова воспитателя: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись» дети поворачиваются лицом друг к другу, берутся за руки, обнимаются, улыбаются. Потом эти слова дети говорят самостоятельно.

Коммуникативные игровые ситуации актуализируют ведущие мотивы ребёнка, повышают уровень речевой активности, интереса к овладению новыми речевыми умениями и улучшают качества речевых высказываний дошкольника.

1. Игровые ситуации иллюстрированного типа – «Инсценировки с игрушками – готовое решение».

С помощью игрушек (либо персонажей настольного или пальчикового театров) воспитатель разыгрывает ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребёнку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении. Например: «Как лиса пришла к доктору Айболиту», «Как медвежата помирились», «Как Серёжа и Миша делились игрушками» и др.

Демонстрируем детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли зрителей, дети получают образец социально-одобряемого поведения.

Затем воспитатель предлагает детям взять на себя роль героев и повторить ранее проигранную ситуацию. Первый раз желательно, чтобы участвовали активные дети. В последующем проигрывают более застенчивые и робкие малыши.

С такими детьми проигрываем нарисованные игровые ситуации. Вводя ребенка в ситуацию, он может пользоваться цветными карандашами, чтобы раскрашивать рисунок. Малыш раскрашивает и тем самым у него снимается психологический зажим. Ребёнок расслабляется и начинает общаться раскованней.

2. Игровые ситуации активного участия – «Инсценировки – подскажи решение».

Подключаем детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к ребятам с вопросами, вступают в спор, выражают сомнения в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать.

Инсценировки – подскажи решение, лучше проводить после показа с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему.

Кроме того, в работе с детьми используем и речевые игры, направленные на решение разных задач: на активизацию словаря, на развитие связной речи и др.

Таким образом, в ходе систематической целенаправленной работы дети к старшему дошкольному возрасту начинают лучше взаимодействовать друг с другом, договариваться, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата, считаться с интересами товарищей. Речь при взаимодействии со сверстниками носит ситуативный характер. Содержание общения со взрослыми выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении со взрослым становится внеситуативной. В группе меньше ссор между детьми, т. к. они уже владеют элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций.

Работу по развитию коммуникативных навыков необходимо продолжать и с детьми старшего дошкольного возраста и очень хочется, чтобы в этом нас поддерживали родители.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой Доклад из опыта работы на тему: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой». Общение - одна.

Развитие речи и коммуникативных навыков у детей младшего и среднего возраста в ДОУ "Развитие речи и коммуникативных навыков у детей младшего и среднего возраста в ДОУ". Подготовила Зозуля Надежда Владимировна, воспитатель.

Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является задачей государственной важности. Для ее реализации.

Формирование коммуникативных навыков и умений детей дошкольного возраста через LEGO-конструирование Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему свое отношение. Задача педагога - сделать.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы.

Проект «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность» Проект В старшей группе «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность». Значимость.

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего и младшего возраста в процессе театральной деятельностиРазвитие коммуникативных навыков у детей раннего и младшего возраста в процессе театральной деятельности Развитие коммуникативных навыков у детей раннего и младшего возраста в прцессе театральной деятельности. «Дети должны жить в мире красоты,.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2017 в 20:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Милютина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД