Елена Милютина
Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, с несформированностью нравственно-эмоционально волевой сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Сенситивным периодом в формировании коммуникативных компонентов является дошкольное детство.
Коммуникация – это процесс передачи осмысленной информации, её эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы к другому человеку, группе.
Ведущим направлением повышения эффективности процесса обучения речевым умениям должен быть коммуникативный подход. Коммуникативный подход рассматривает речь, как частный случай речевого общения и приближает к жизненной ситуации общения людей, давая возможность сформировать у ребенка важные в повседневной речевой практике коммуникативные умения. Он позволяет преодолеть существующий разрыв между «хорошей» речью ребенка и низким уровнем его речевых высказываний в повседневном общении. Коммуникативный подход позволяет избавиться от ситуации «говорение ради говорения», которая встречается в практике работы детских садов и ведёт к снижению интереса детей к обучению родной речи.
Выделяют несколько групп коммуникативных умений:
1. Собственно речевые умения: вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно в нормальном темпе;
2. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, просьба, извинение, жалоба, сочувствие, и т. д. ;
3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе;
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение;
5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
В младшем дошкольном возрасте уделяем больше внимания первым трём группам.
Работу по развитию коммуникативных навыков мы реализуем по следующей модели:
Благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов мы произносим правильно и четко звуки родного языка.
Артикуляционный аппарат развивается не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.
Для детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые и способствуют формированию точных, чётких, дифференцированных движений органов речевого аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.
В младшем дошкольном возрасте уделяем внимание базовым упражнениям:
1. Улыбка;
2. Дудочка;
3. Открой и закрой дверцу;
4. Заборчик;
5. Лопатка;
6. Иголочка;
7. Часики;
8. Качели.
Артикуляционные упражнения проводим ежедневно и лучше 2 раза в день (до приема пищи).
Для большей заинтересованности малышей каждое упражнение лучше сопровождать веселыми стишками, картинками.
Модель преподнесения материала:
1. Знакомим с одним базовым упражнением.
Например, упражнение «Улыбка»:
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам
Улыбаются, смеются,
А глаза у них как блюдца.
После чтения стихотворения воспитатель вместе с детьми выполняет упражнение. Когда дети освоят данное упражнение, взрослый читает, а малыши выполняют.
2. Знакомим с другим базовым упражнением.
Упражнение «Дудочка»:
Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
3. Чередование упражнений («Улыбка-Дудочка»):
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А сейчас я дудочка,
Дудочка-погудочка
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
В дальнейшем можно придумывать игры - истории, включая разные артикуляционные упражнения.
К технике выполнения упражнений детьми 3-х летнего возраста не предъявляется больших требований. Главное – усвоение базовых умений.
Детей 4-х летнего возраста в игровой форме знакомим с органами артикуляционного аппарата: рот – это дом для языка, в доме есть две дверцы - это губы и зубы. Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.
Кроме упражнений для губ и языка берем упражнения для щёк, например: «Хомячок» – надуть щёки, «Голодный хомячок» – втянуть щёки и др.
Вместе с артикуляционной гимнастикой используем игры на развитие речевого дыхания. Ведь хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.
Например: «Шторм в стакане»,«Футбол», «Волшебная бутылочка», «Кораблик» и др.
Второе направление нашей работы - это формирование собственно речевых умений у детей: тренинги, коммуникативные игровые ситуации, речевые игры.
Цель тренингов заключается в освоении приёмов позитивного налаживания контактов и поиска активного общения.
Тренинги - приветствия с последующим усложнением.
1. «Осьминожки».
Малыши, сидя на ковре, опуская пальчики на ковер, изображают осьминожек, которые ползают и встречаясь с другими осьминожками здороваются и приветствуют друг друга.
2.«Назови по имени».
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку, ласково называет его по имени и приветствует. Мяч передаётся по кругу, при этом дети ласково называют друг друга по имени, приветствуют.
3. «Приветствие».
Дети, стоя в кругу, передают мяч (клубок) друг другу и говорят слова приветствия с комментариями (например: «Доброе утро, Маша. У тебя красивый бантик»).
4.«Волны» (начало года).
В данном тренинге, каждый из детей может почувствовать себя в импровизированном море. Ребенок, изображающий купальщика, становится в круг ребятишек, изображающий волны. «Волны» ласково поглаживают купальщика со всех сторон, приговаривая: «Мы тебя любим!». И каждый ребенок может почувствовать нежность и ласку своеобразных волн.
5.«Волны» (конец года).
Воспитатель говорит: «В море бывают не большие волны, и так приятно когда они касаются тебя. Давайте превратимся в морские волны и будем двигаться так же, как они журчать; улыбаться, как волны искрятся на солнце.
Затем воспитатель предлагает искупаться в море. Купающийся становится в центре круга, волны окружают его и, поглаживая, тихо произносят нежные, ласковые слова о ребенке.
6.«Ссора».
Дети становятся спиной друг к другу и «ссорятся» - притопывают ногами, машут сжатыми кулаками – эмоция злости. На слова воспитателя: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись» дети поворачиваются лицом друг к другу, берутся за руки, обнимаются, улыбаются. Потом эти слова дети говорят самостоятельно.
Коммуникативные игровые ситуации актуализируют ведущие мотивы ребёнка, повышают уровень речевой активности, интереса к овладению новыми речевыми умениями и улучшают качества речевых высказываний дошкольника.
1. Игровые ситуации иллюстрированного типа – «Инсценировки с игрушками – готовое решение».
С помощью игрушек (либо персонажей настольного или пальчикового театров) воспитатель разыгрывает ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребёнку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении. Например: «Как лиса пришла к доктору Айболиту», «Как медвежата помирились», «Как Серёжа и Миша делились игрушками» и др.
Демонстрируем детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли зрителей, дети получают образец социально-одобряемого поведения.
Затем воспитатель предлагает детям взять на себя роль героев и повторить ранее проигранную ситуацию. Первый раз желательно, чтобы участвовали активные дети. В последующем проигрывают более застенчивые и робкие малыши.
С такими детьми проигрываем нарисованные игровые ситуации. Вводя ребенка в ситуацию, он может пользоваться цветными карандашами, чтобы раскрашивать рисунок. Малыш раскрашивает и тем самым у него снимается психологический зажим. Ребёнок расслабляется и начинает общаться раскованней.
2. Игровые ситуации активного участия – «Инсценировки – подскажи решение».
Подключаем детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к ребятам с вопросами, вступают в спор, выражают сомнения в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать.
Инсценировки – подскажи решение, лучше проводить после показа с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему.
Кроме того, в работе с детьми используем и речевые игры, направленные на решение разных задач: на активизацию словаря, на развитие связной речи и др.
Таким образом, в ходе систематической целенаправленной работы дети к старшему дошкольному возрасту начинают лучше взаимодействовать друг с другом, договариваться, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата, считаться с интересами товарищей. Речь при взаимодействии со сверстниками носит ситуативный характер. Содержание общения со взрослыми выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении со взрослым становится внеситуативной. В группе меньше ссор между детьми, т. к. они уже владеют элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций.
Работу по развитию коммуникативных навыков необходимо продолжать и с детьми старшего дошкольного возраста и очень хочется, чтобы в этом нас поддерживали родители.