Наталья Разведская
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер, что особенно значимо для коррекции недостатков развития общения у детей с ОВЗ. Различные ограничения здоровья оказывают негативное влияние на формирование и развитие коммуникативной деятельности дошкольников. Эта проблема требует комплексного подхода к организации коррекционно-воспитательной работы с учетом общих, специфических и индивидуальных особенностей детей.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Общение, является сложной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми ребенок овладевает в процессе усвоения социального опыта. Эффективность социализации развивающейся личности находится в прямой зависимости от полноценного процесса речевого общения. При отставании в развитии речи у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, что затрудняет взаимоотношения между индивидом и обществом.
Старший дошкольный возраст – является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом сверстников, со взрослыми в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения. Также это – период становления и развития полноценной, гармонично развитой личности.
Выбор средств коммуникации при обучении детей с ОВЗ – одна из самых сложных и важных проблем. Условием эффективного развития вербальной коммуникации детей такой категории является усиление мотивации их речевой деятельности, что становится возможным благодаря её коммуникативной направленности, а также подбору и специальной обработке речевого материала, наиболее отвечающего как уровню речевого развития детей, так и их интересам.
При организации образовательных отношений первостепенной задачей является создание условий, обеспечивающих успешное социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ. При этом важно создать эмоционально-комфортный климат и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.
В практике часто используются различные подходы для развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, которые решают определенные задачи, направленные на развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми:
1. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра.
Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.
Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.
Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь : увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.
Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ. Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков, это совмещение элементов игры и учения, переход от игр - забав через игры - задачи к учебно-познавательной деятельности. Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры. Повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности.
Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.
Хороводная игра «Ау!»
Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.
Подвижная игра «Возьми игрушку»
Цель. Развивать навыки общения, умения просить.
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Творческая игра «Рукавички»
Цель. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
2. При организации образовательных отношений первостепенной задачей является создание условий, обеспечивающих успешное социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ. Одним из ведущих методов в работе по данному направлению будет, является проектная деятельность.
Цель проектов: вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект, создать условия для формирования у детей положительного самоощущения; уверенности в своих возможностях, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, планировании совместной работы. В практике используются следующие виды проектов:
-Исследовательско-творческий. Например, проект «Веселая азбука».
Цель: обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации; воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе.
-Ролево-игровой. Например, краткосрочный проект «Цирк».
Цель: создать условия для формирования у детей положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, планировании совместной работы.
- Информационно-практико-ориентированный. Например, долгосрочный проект «Веселое путешествие Язычка».
Цель: познакомить детей с органами речи, их назначением; научить детей правильно выполнить артикуляционные упражнения, контролировать свои действия; формировать и отрабатывать у детей правильное звукопроизношение.
-Информационно-творческий. Например, краткосрочный проект «Поющие звуки».
Цель: развивать устойчивый познавательный интерес. Создать условия для расширения представления о гласных звуках и буквах.
Итак, создавая условия для развития коммуникативных навыков в ДОУ для детей с ОВЗ, можно убедится, что ребёнок с особыми образовательными потребностями должен быть вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности.
Список литературы:
1. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.
2. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников : Сборник игр и упражнений. – «Книголюб» М., 2006.
3. Пазухина И. А., Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. - “Детство-Пресс”Спб., 2004.