Зрелякова Елена
Развитие коммуникативной компетенции дошкольников в игровой ситуации
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями государственного стандарта.
Вместе с тем, практика показывает: целенаправленное формирование коммуникативных компетенций у дошкольников часто остается за пределами внимания педагогов. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.
Публикация «Развитие коммуникативной компетенции дошкольников в игровой ситуации» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников в игровых ситуациях.
Современные изменения общественных, социокультурных условий находят свое отражение в учебно-воспитательном процессе, что предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи.
Согласно ФГОС ДО одним из направлений социально-коммуникативного развития воспитанников, является развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Коммуникативная направленность учебного процесса является значимой, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Эта проблема явилась предметом изучения современных отечественных и зарубежных ученых: М. И. Лисиной, В. А. Кан-Калика Н. Д. Никандрова, А. Б. Добрович, Т. А. Репиной, Е. О. Смирновой, Д. Уилкинза, Ф. Хопкинса и др.
Одной из ведущих компетентностей личности является коммуникативная компетентность (компетентность в общении, которая включает в себя:
• умение вступать в контакт, как со сверстниками, так и со взрослыми;
• распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;
• умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками :
• сотрудничать;
• слушать и слышать;
• воспринимать и понимать информацию;
• говорить самому.
Однако дети 6-7 летнего возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства и ощущения, что часто является препятствием для установления полноценного контакта как со сверстниками, так и со взрослыми. При этом, именно дошкольный и младший школьный возраст, благоприятны для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.
Так как дети в дошкольном учреждении общаются больше со сверстниками, педагогу проще целенаправленно организовывать детское общение.
Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности, выделяются:
• диалог;
• создание сюжетных ситуаций;
• организация самостоятельной деятельности;
• игровые ситуации;
• развивающие и дидактические игры и др.
Как в игровых ситуациях развивать коммуникативную компетентность дошкольника?
Игровые упражнения на развитие умения активно слушать направлены на:
• развитие вербальной и невербальной коммуникации;
• обучение умению задавать открытые и закрытые вопросы;
• обучение умению перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;
• обучение умению понимать смысл сообщения, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника;
• развитие слухового восприятия информации;
• обучение умению определять эмоциональные состояния собеседника и отражать их с помощью выразительных движений и речи.
К данным играм можно отнести – «Что случилось?», «Собери чемодан», «Эхо», «Взаимное цитирование», «Почта», «Кто ты?», «Что в сундучке?», «Картинная галерея», «Азбука почемучек», «Тайный смысл», «Идет следствие», «Это и хорошо, и плохо» и др.
Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (говорить самому).
Задачи:
• учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;
• развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личностные особенности слушателя;
• научить детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми
К данным играм можно отнести – «Художник слова», «Магазин», «Опиши друга», «Библиотека», «Угадай кто это», «Построим город», «Телевизор» и др. (описание игр см. в приложении)
Игровые упражнения на развитие умения активно слушать
«Что случилось?»
Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил, грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок, обиженный пингвин, удивленный филин.
Описание упражнения-
Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики».
Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:
• Кто это?
• Какое у него настроение?
• Какие чувства (эмоции) он испытывает?
• Почему? Что с ним случилось?
• Что ты ему посоветуешь?
«Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
«Пантомимические этюды»
Описание упражнения
Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:
• маленькая девочка в хорошем настроении;
• старик;
• уставший человек;
• смелый человек и т. д.
Вначале дети выполняют каждое задание одновременно, затем поочередно.
«Собери чемодан».
Описание упражнения.
Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник»и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.
упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.
«Эхо».
Описание игры
Первый вариант.
Воспитатель читает детям любое стихотворение, а они повторяют последнее слово каждой строчки.
Второй вариант.
Воспитатель разделяет детей на две команды. Одна из команд – «выдумщики», другая – «эхо».
Команда «выдумщиков» советуется и решает, кто и какое слово назовет по определенной теме. Затем игроки этой команды поочередно произносят задуманные слова и спрашивают команду «эхо» : «Какое слово сказал Витя (Коля и т. д.? Команда «эхо» должна дружно отвечать на вопросы команды –соперницы.
Затем команды меняются местами, игра возобновляется.
«Взаимное цитирование».
Описание игры.
Играющие садятся на стульчики или на пол, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Давайте поиграем в такую игру. Я два раза стучу ладонями по коленям и дважды произношу свое имя «Лена – Лена», а затем хлопаю в ладоши над головой, называя кого-нибудь другого, например: «Ваня-Ваня». Ваня, услышав свое имя, сначала стучит по коленям два раза, называя себя «Ваня – Ваня» а потом хлопает в ладоши и называет кого-нибудь другого, например: «Катя-Катя». Теперь Катя перенимает ход и так далее. Постарайтесь не смотреть на того участника, которого вы называете. Произносите его имя,например, глядя куда-то вверх.
«Что в сундучке?»
Оснащение: сундучок, различные предметы.
Описание игры.
Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет.
С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».
Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.
«Картинная галерея».
Оснащение: картины, названия которых известны детям.
Описание игры.
Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель показывает им картины. Каждый участник загадывает одну из них, которая больше понравилась. Затем выбирается водящий. Он произносит
-Все картины хороши,
Но одна лучше!
Остальные участники с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась водящему.
Ребенок, который первым назовет загаданную картину, становится водящим, игра возобновляется.
«Азбука почемучек».
Оснащение: алфавит.
Описание игры.
Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг. Педагог говорит:
- Вам нужно задать вопрос так, чтобы первое слово вашего вопроса начиналось с одной из букв алфавита. Задавать вопросы будем по очереди. Участник, который собьется или забудет последовательность букв в алфавите, выбывает из игры. Например:
А: абрикос – это фрукт или овощ?
Б: банан, какого цвета? И т. д.
«Интервью»
Оснащение: микрофоны (по количеству пар участников)
Описание игры.
Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты», другая –«журналисты»
Педагог говорит:
- Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой нам теме, например: Город, в котором я живу»
Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?
Педагог выступает в роли наблюдателя.
Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно сыграла свои роли.
Оценивается степень внимания к партнеру, культура общения, артистизм.
«Пум – пум – пум».
Описание игры.
Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Педагог говорит:
- Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум». «Пум – пум – пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет.
Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы.
Например:
- Почему ты загадал этот «Пум – пум – пум»?
- Для чего «Пум – пум – пум» нужен?
- Этот «пум-пум-пум» большой или маленький?
И так далее.
Водящий должен отвечать на вопросы играющих полным предложением.
Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.
«Скажи по – другому».
Оснащение: фишки.
Описание игры.
Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Педагог говорит:
- Я буду произносить предложения, в каждом из которых буду голосом выделять слово. Ваша задача заменить это слово другим, по значению словом.
Будьте внимательны – смысл предложения не должен измениться.
Примеры предложений:
- Девочка торопиться в школу:
- Мама смотрит в окно:
- Вчера Толя был грустным;
- Сегодня Толя весело хохочет. И так далее.
Ребенок, который первым дал верный ответ, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры соберет больше фишек.
«Идет следствие».
Оснащение: магнитная доска, магниты;
Сюжетные картинки: «Новогодний хоровод», «Хоккей», «Салют».
Описание игры.
С помощью считалки выбираются двое водящих – «детективы»
Остальные участники игры – «свидетели». Педагог прикрепляет к доске сюжетную картинку так, чтобы её могли видеть только «свидетели». Затем «свидетели начинают давать показания» о том, что изображено на картинке. Их задача – описать сюжет не прямо, а косвенно, используя дополнительную информацию, чтобы «детективы» не сразу поняли, что именно происходит. Например, если используется картинка «Новогодний хоровод»,дети могут описать её так :
- Я вижу улыбки на лицах.
- Я слышу смех и топот ног.
- Все держаться за руки.
- Я слышу веселую музыку.
- Я вижу подарки.
- Я чувствую запах елки.
Если «детективы» решат, что разгадали сюжет, они говорят: «У нас есть ответ». Версии ответов можно выдвигать три раза.
Затем водящие меняются, игра возобновляется
«Плохое настроение».
Описание упражнения.
Педагог объясняет детям, что у каждого человека может быть плохое настроение., и что окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое поведение и высказывание человека.
Затем педагог говорит:
- Один мальчик пришел в детский сад в плохом настроении и сердито сказал своему другу: «Я не буду с тобой играть».
Его друг подумал немного и спросил: «Ты имеешь ввиду, что тебе хочется поиграть с другими детьми?»
У мальчика улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался его понять.
После этого выбирается водящий, который будет изображать ребенка в плохом настроении. Остальные дети пытаются правильно реагировать, начиная любое высказывание со слов:» Ты имеешь в виду, что …»
«Объясни Незнайке»
Оснащение: Незнайка, фишки.
Описание игры:
Дети садятся на пол или стулья, образуя круг. Педагог спрашивает детей какие пословицы они знают. Затем говорит:
- Незнайка не понимает того, о чем говорится в пословицах. Давайте ему поможем.
Педагог называет пословицы, а дети пытаются их объяснить, привести примеры. Ребенок, который дал верный ответ, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.
«Делаем выводы»
Оснащение – сюжетные картинки:
• «плывет катер», «плывет рыба», «плывет облако»
• «идет человек», «идет дождь», «идет трамвай»
• «носик у чайника», «носик у девочки», «носик у лейки»
• «бежит собака», «бежит ручей», «бежит вода из крана»
Описание:
Педагог говорит – Послушайте 3 предложения. «Бежит собака», «бежит ручей», «бежит вода из крана». Что общего есть в этих предложениях? Давайте попробуем их объединить в одно предложение, нам нужно сделать вывод.
Дети при помощи педагога должны составить предложение: «Собака, ручеек, вода из крана могут бежать».
Выбирается водящий, он получает 3 картинки, составляет по ним короткие предложения, после чего делает вывод. Затем водящий меняется.
«Поиск смысла»
Описание:
Участники садятся на пол или стулья, образуя круг.
Педагог знакомит детей с баснями Эзона или Крылова, а затем предлагает:
1. пересказать их содержание;
2. найти скрытый в них смысл.
«Серия картин»
Оснащение: магнитная доска, магниты, серия сюжетных картинок.
Описание:
Педагог в произвольном порядке прикрепляет к доске сюжетные картинки. Детям предлагается определить последовательность картин, а затем придумать по ним рассказ.
«Это и хорошо, и плохо»
Оснащение: двухцветный карандаш.
Описание:
Участники садятся, образуя круг. Педагог предлагает детям считать карандаш «волшебной палочкой» с 2-мя полюсами, один будет означать – «хорошо», другой – «плохо».
Выбирается тема, по которой участники будут выделять «хорошее» и «плохое». Дети передают карандаш по цепочке, переворачивая его, то одной, то другой стороной, в зависимости от своих высказываний.
Например, при обсуждении темы «Лес». «+» - очищает воздух, «-» - можно заблудиться.
Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (говорить самому)
«Художник слова».
Описание упражнения
Участники садятся на стульчики или на пол, образуя круг.
Выбирается водящий, который рисует словесный портрет кого-либо из группы, не называя имени этого ребенка. Остальные участники должны догадаться, о ком идет речь.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
• учитывая уровень развития вербального воображения детей,
можно предложить им упражнение на ассоциациативное восприятие, используя вопросы, например:
на какое животное похоже?
на какое растение? и т. д.
«Магазин».
Оснащение: различные предметы, игрушки, продукты.
Описание игры.
С помощью считалки выбирается водящий - «продавец», остальные дети – «покупатели».
На «прилавке магазина» раскладываются различные «товары». Один из «покупателей» не называя предмет, описывает его и рассказывает, для чего он ему нужен, что из него можно приготовить и т. д.
«Продавец» должен догадаться, какой именно «товар» нужен «покупателю»
Затем водящий меняется, игра повторяется.
«Опиши друга».
Описание игры.
С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок.
Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.
«Библиотека».
Оснащение: книги, хорошо известные детям.
Описание игры.
С помощью считалки выбирается водящий. – «Библиотекарь», остальные дети – «читатели».
Один из «читателей» описывает содержание нужной книги, не называя её. По его описанию «библиотекарь» должен догадаться, о какой книге идет речь, и «выдать ее читателю»
«Снежная королева»
Описание упражнения
Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Педагог просит детей вспомнить сказку «Снежная королева».
Дети вспоминают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в плохое и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!
Педагог говорит:
- У этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, через которые, в отличие от зеркала, можно было разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке.
Детям предлагается представить, что волшебные очки надеты, посмотреть больше хорошего, а затем рассказать об этом.
Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания детей.
По окончании игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытали, что чувствовали, находясь в роли рассматривающих.
«Знакомство».
Оснащение: картинки с изображением сказочных персонажей.
Описание игры.
С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям. После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»
Ребенок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображен на картинке, становится водящим, игра возобновляется.
«Угадай, кто это».
Описание игры.
Все встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий- «рассказчик» Он проходит в центр круга и начинает описывать кого – либо из детей : внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т. д. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь.
Ребенок, который первым дал правильный ответ, выводит в круг загаданного участника,и они вместе с «рассказчиком» взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую остальными детьми :
- Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг.
Я твой друг и ты мой друг,
Добрый, добрый друг!
Затем угадавший становится «рассказчиком», игра возобновляется.
«Телевизор».
Оснащение: «телевизор» (окно в ширме или стульчик со спинкой)
Описание игры:
С помощью считалки выбирается «ведущий телепередачи». Остальные участники – «телезрители» - делятся на две команды и выходят из комнаты.
Педагог предлагает ребенку сыграть роль ведущего передачи «Новости» («В мире животных», «Музыка на ТV» и др.) Когда ребенок подготовится, в комнату приглашается одна из команд «телезрителей»
«Ведущий» комментирует события, которые характерны для этой телепередачи.
«Телезрители» должны угадать название телепередачи и договорится, как они расскажут об этой передаче другой группе участников.
Приглашается вторая группа детей, и «телезрители» передают информацию об увиденной передаче.
Эта группа детей объясняет «ведущему», какую передачу посмотрели «телезрители»
Затем дети меняются ролями, игра возобновляется.
«Диалоги».
Описание игры.
Участники разбиваются на пары.
Воспитатель предлагает каждой паре побеседовать на тему «Мое любимое время года» («Лучший день» «День рождения» и др.) и запомнить, о чем рассказал партнер.
В течение 3 -5 минут участники общаются.
Затем по условному сигналу разговоры прекращаются, и дети меняются парами. Им дается второе задание - рассказать друг другу то, что услышали от предыдущих собеседников
Используемая литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Метод. пособие для воспитателя. - 2-е изд., испр. и доп. - М. ,2005.
2. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. — №2. – С. 12-16.
3. Детский сад: теория и практика № 3/2013 (журнал). Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.
4. Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников : сборник игр и упражнений / Л. Дубинина. Изд. Книголюб, 2006.
5. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М. : «Просвещение», 1990. — 239 с. 4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Логос, 2004.
6. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997.-
7. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. Изд. Питер, 2008.
8. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. – Изд. : Академия, 2009,
9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие / С. Л. Рубинштейн — СПб. : Питер Ком, 1999.
10. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005,