Получи документы

Формирование социально-коммуникативной компетенции у дошкольников с помощью технологии сотрудничества

ирина епифанова
Формирование социально-коммуникативной компетенции у дошкольников с помощью технологии сотрудничества
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование социально – коммуникативной компетентности у дошкольников с помощью технологии сотрудничества»

Слайд № 2

• Проблема социально - личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Публикация «Формирование социально-коммуникативной компетенции у дошкольников с помощью технологии сотрудничества» размещена в разделах

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности.

Слайд №3

Социально – коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений:

-Понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нем;

-Получать необходимую информацию в общении;

-Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

-Вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

-Отстаивать свое мнение;

-Соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

-Принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.);

-Уважительно относиться к окружающим людям;

-Принимать и оказывать помощь;

-Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Слайд№4

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Слайд №5

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.

Слайд №6

Важно, чтобы дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т. д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.

Слайд №7

Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры : толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС, социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область – социально - коммуникативное развитие. Доминирующим фактором социального развития ребенка выступает социальная среда. Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

К основным компонентам социализации принято относить передачу культурных норм посредством социальных институтов (семья, дошкольные учреждения, школа и т. д., а также процесс взаимовлияния индивидов в рамках совместной деятельности. Таким образом, среди сфер, на которые направлен процесс социализации, выделяют деятельность, общение и самосознание. По всем данным сферам происходит расширение связей человека с окружающим миром.

Ожидаемый результат

• развитие эмоций и навыков общения у ребенка;

• успешная социальная адаптация;

• улучшение детско- родительских отношений.

Слайд №8

Применение технологии сотрудничества в образовательном процессе ДОУ

Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности развивающего цикла.

Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач:

- формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе; ·

- развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий;

- развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

Слайд № 9

Воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд.

И задача воспитателя наполнить этот сосуд добром, творчеством, знаниями и навыками.

В младшем дошкольном возрасте отношения сотрудничества детей друг с другом стихийно не возникают. Вместе с тем подобная деятельность привлекает малышей, вызывая положительные чувства. Для ее дальнейшего развития необходима помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий, где дети осваивают способы взаимодействия.

Большие возможности для приобретения дошкольниками опыта взаимодействия с ровесниками имеются в совместной продуктивной деятельности. В ней перед детьми ставится одна общая цель – создать тот или иной вещественный продукт, а процесс его изготовления разделяется на отдельные, но зависимые друг от друга операции.

Дошкольники попадают в такие условия, что они должны вступать в отношения сотрудничества – согласования и соподчинения действий.

Слайд № 10

У каждого ребенка есть свои интересы, способности, они отличаются друг от друга своеобразием поведения. Передо мной стоит важная задача – подобрать ключик к каждому из них, узнать характер и особенности поступков, найти средства воздействия.

Образовательная деятельность, включающая технологию сотрудничества, имеет особую структуру:

1. На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?»

Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет и может высказаться. Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить кто прав, через реальные действия: «вот попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав».

2. Второй структурный элемент непосредственно образовательной деятельности – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи.

Слайд №11

Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом.

Это, прежде всего – работа в парах.

Друга форма сотрудничества детей - это деятельность в микрогруппах.

Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.

Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими, вызывают у детей чувство защищённости, которое облегчает любой шаг в неизведанное, даже в такие напряжённые ситуации, как самостоятельный выход к доске (мольберту) или ответ с места.

3. Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно, на отдельном материале.

4. Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки.

Технология сотрудничества предполагает поэтапное введение средств и способов взаимодействия, а так же форм контроля и оценки.

Таким образом, в процессе реализации технологии сотрудничества дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; умением ставить цель своей деятельности, навыками само- и взаимоконтроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.

Слайд №12

Современный дошкольник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений.

Слайд № 13

В своей работе я активно использую технологию сотрудничества, так как именно она обогащает представления дошкольников о сверстнике как о партнере. Совместно взаимодействующая модель сотрудничества предполагает, с одной стороны наличия у детей определенного опыта совместной работы, с другой открывает возможности в освоении умений планирования.

Приведу примеры применения технологии сотрудничества в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мною было отмечено, что дети с удовольствием откликаются на создание совместных работ, в результате которых они чувствуют значимость каждого ребенка в создании коллективной работы и понимают, что это общая работа, благодаря усилиям каждого малыша. Приемы, рекомендуемые технологией сотрудничества, помогают детям наглядно увидеть, как можно создать совместную работу. По примеру взрослых ребята начинают использовать новые способы взаимодействия со своим партнером, который необходим им для создания коллективных работ.

Наиболее интересны работы, которые предполагают сочетание различных техник изобразительной деятельности на одном и том же занятии. Однако первоначально многим детям это давалось с трудом. Не у всех получалось одинаково хорошо рисовать карандашами и кисточкой, резать ножницами и наклеивать детали. А большинство работ предполагает использование практически всех техник изобразительной деятельности. На таких занятиях многие дети не успевали выполнить свою работу до конца, портили детали, огорчались, плакали или просто бросали работу незаконченной, потому что боялись, что у них не получится.

Когда я стала проводить такие занятия с применением технологии сотрудничества, то ребята начали распределять обязанности для выполнения работы по умениям партнеров, работы стали более успешны. И что самое важное, многие дети при выполнении работы, вслух рассказывали своему партнеру этапы ее выполнения, тем самым объясняя, как правильно это сделать. И уже на следующем занятии, не достаточно умеющий что-то делать хорошо, ребенок старался это выполнить сам, а его напарник давал ему важные советы и подсказки. Оказалось, что дети, овладевшие необходимыми навыками сотрудничества, могут не только быстро выполнить заданную работу, но и научить своего, не достаточно успешного, товарища.

Также весь процесс работы проходит в обсуждении: обговаривании замысла, распределение материалов, выполнение работы, поскольку технология сотрудничества предполагает обсуждение всех моментов. Ребята общаются между собой и тем самым развивают свои коммуникативные навыки.

Наряду с творческими задачами решаются задачи нравственного воспитания такие как: выбор места для размещения своей работы на коллективном панно, выполнить работу не мешая друг другу, прийти на помощь товарищу. К концу учебного года были заметны результаты: дети стали более усидчивыми, аккуратнее выполняли работы, доводили начатое дело до конца. Поделки стали более интересными и привлекательными.

Таким образом, с применением технологии сотрудничества, непосредственно образовательная деятельность в области «Художественно-эстетическое развитие» проходит намного интереснее и ярче.

Слайд № 14

Систематически организованная работа позволяет развивать способности детей к согласованию общих целей, осуществлять взаимный контроль и коррекцию действий. Мои воспитанники учатся понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать, психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами (взрослыми и сверстниками)

Слайд № 15

Таким образом, в процессе реализации технологии сотрудничества дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с

педагогом; умением ставить цель своей деятельности, навыками само и взаимоконтроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение,

указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои

достижения, используя прогностическую оценку, закладывается

основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном

обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.

Слайд № 16

Главное, благодаря технологии сотрудничества, у ребёнка формируются навыки :

· умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;· умение принимать участие в коллективных делах и играх;· умение уважительно относиться к окружающим людям;· умение принимать и оказывать помощь.

Слайд № 17

Я люблю свою нелёгкую, но интересную и нужную профессию. Ведь вместе с воспитанниками я росту, развиваюсь, проживаю самые счастливые годы!

Слайд № 18

Список используемой литературы:

1. Абрамова, Н., Кормилица, В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3. - С. 30 - 32.

2. Богуславская, Н. Г., Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). - Екатеринбург: «АРГО», 1997. - 192 с.

3. Галигузова, П. H., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. - М. : Просвещение, 1992. - 143 с.

4. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995.-№9.-С. 21-28.

5. Ильяшенко, М. В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве : Автореф. дис.. канд. пед. наук. - М., 1998. - 23 с.

Публикации по теме:

Игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников с нарушением слуха Доклад подготовила воспитатель структурного подразделения "Детский сад" школы - интернат №23 г. Белгород Кондрашина Маргарита Александровна.

Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в условиях реализации ФГОС Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Антошка» Доклад «Методы и приемы,.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников Цель: Поделиться своими находками, чтобы коллеги могли использовать их в своей работе. Актуальность:  На мой взгляд, позитивное содержание.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с нарушением слуха Формирование коммуникативной компетенции учащихся с нарушением слуха. Арестова Валентина Захаровна сурдопедагог, отличник образования РБ,.

Формирование коммуникативной культуры дошкольников в процессе танцевально-игрового творчества Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе коммуникативном развитии. Общение дошкольника.

Консультация педагога-психолога для педагогов «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с ЗПР» Консультация педагога-психолога по формированию социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с ЗПР для педагогов ДОУ. Как показывает.

Методический материал по диагностике социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников О. В. Дыбиной Методический материал по диагностике социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников О. В. Дыбиной. Диагностическое задание.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Устная речь является не просто описанием, повествованием и рассуждением,.

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» с использованием игровой и социально-коммуникативной технологии Конспект непрерывной образовательной деятельности «Социализация» в средней группе. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» с использованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социально-коммуникативной компетенции у дошкольников с помощью технологии сотрудничества
Опубликовано: 20 января 2019 в 10:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социально-коммуникативной компетенции у дошкольников с помощью технологии сотрудничества» (включая файлы) размещена пользователем ирина епифанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД