Елена Данилова
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годы сенситивны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики» размещена в разделах
Перед дошкольной педагогикой в настоящее время стоит задача воспитать не только здоровых, но и всесторонне развитых детей. Эстетическое воспитание – одно из составляющих всестороннего воспитания. Под эстетическим воспитанием мы понимаем развитие способностей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок," – утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей.
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Воображение – это умение конструировать в уме что – либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого, из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создание заведомо нового. В этом смысле всё, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие мира природы, - все это является продуктом творческого воображения. Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения, которое формируется уже в дошкольный период. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он узнал и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
Основные направления развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность, такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
В дошкольном учреждении данные направления можно реализовать через комплекс мероприятий:
• занятия, направленные на развитие творческого воображения и мышления детей;
• занятия по изобразительной деятельности, развитию речи, художественной литературе;
• использование игр развивающих творческие способности;
• работа с родителями.
Условия, благоприятствующие формированию творческих способностей.
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий и т. д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения.
Изучив исследования психологов и педагогов, я решила выявить возможности лепки из соленого теста как способа в развитии творческих способностей. Экспериментальная работа проводилась в кружке тестопластики «Сувениры», в которой занимались дети старшей группы МБДОУ №8 «Родничок» г. Якутска.
Количественный состав – 12 детей.
Кружок по тестопластике «Сувениры»
В течение 2013-2014 учебного года на базе МБДОУ № 8 «Родничок» вела кружок тестопластики «Сувениры». Кружок посещали 12 детей в возрасте 5-6 лет (старшая группа). Занятия тестопластикой проводились 1 раз в неделю с продолжительностью занятий – 25 минут.
Цели:
• Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста;
• Развитие личности творца, способного осуществить свои творческие замысли в области такого вида декоративно-прикладного искусства как тестопластика.
Задачи:
• воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям лепкой;
• вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
• воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
• развивать координацию движений рук, тонкую моторику, активность мышления, художественный вкус;
• помогать детям в овладении различными способами лепки и украшение с помощью стеки и печаток, бросового и природного материала;
помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми.
На этапе констатирующего эксперимента была проведена занятие по лепке на тему «Веселые клоуны» (лепка предметная) с целью выявления способностей к творчеству у детей. На занятии присутствовало 12 детей.
Занятие на тему «Веселые клоуны» (лепка предметная).
Цель занятия: выявить насколько развито творчество детей, умение и навыки самостоятельно решать форму, пропорции и положение предмета в пространстве, способы передачи.
После проведенного занятия в старшей группе на тему «Веселые клоуны» (предметная лепка) мы провели анализ по отобранным критериям и зафиксировали все в таблице.
По проведенному анализу выявились следующие результаты: наивысшее число набранных баллов составило – 37 баллов, низшее число – 20 баллов, что свидетельствует о среднем уровне овладения навыками лепки.
Также на констатирующей части ставилась цель: уровень развития изобразительно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке.
Проводилось изучение построения рисунков; применение разных способов лепки, соблюдение пропорций и самостоятельность замысла.
Исходя из констатирующего эксперимента, я поставила задачу провести формирующий эксперимент, который включает в себя цикл занятий по лепке из соленого теста, предусматривающий формирование у детей творческого воображения.
На занятиях по лепке создавались условия для формирования творчества :
• создание необычной, новой обстановки;
• создание благоприятной атмосферы (дидактические игры, слушание музыки, стихи, беседы);
• новые проблемные ситуации;
• неповторяющиеся задания;
• учет возможностей и интересов каждого ребенка;
Цель: создать условия на занятиях по лепке для формирования у детей творчества.
Задачи:
• - предложить материал к занятиям по лепке для формирования творчества;
• - составить и провести цикл занятий по лепке из соленого теста;
• -включить в занятия условия, методы и приемы, способствующие формированию творчества.
Этап № 1 «Подарки Осени»
Этап № 2 «Волшебное животное»
Этап № 3 Панно «Зимние забавы»
Этап №4 «Роспись пасхальных яиц»
Данный эксперимент показал, что под влиянием наблюдений, рассматривания игрушек, иллюстраций, а также наглядных методов, дети лепили предметы своих замыслов; использовали различные способы лепки.
После проведенных занятий по развитию творческих способностей детей в мае проведен анализ уровня овладения эстетического развития творчества детей.
Вывод: у детей старшей группы развита продуктивная и оригинальная сторона изобразительной деятельности, работа нужна над качеством выполняемой работы (изделия). Средний балл старшей группы – 11,5. Что свидетельствует о высоком качестве эстетического развития творчества детей.
Контрольный эксперимент
Цель: выяснить, как повлиял формирующий эксперимент на творчество.
Тема занятия: свободная лепка «Мой волшебный сон».
Программное содержание:
• Учить детей создавать выразительные лепные образы, сочетая разные способы и приемы лепки.
• Учить планировать свою работу.
• Развивать воображение, чувство формы, пропорций.
Таким образом, контрольный эксперимент показал, что на занятиях по лепке из соленого теста, можно развивать у детей творчество, т. е. замыслы стали более самостоятельными, дети стремятся к наиболее полному раскрытию замысла, используются разные способы и приемы лепки, работы дополняются вспомогательными материалами, тем самым проявляют в самостоятельной деятельности свои творческие способности.
Заключение
На занятиях по тестопластике нужно создать атмосферу взаимного доверия: независимость ребёнка в осуществлении выбора, безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Взрослый занимает позицию рядом, а не над. Он помогает детям осознать и выразить свою индивидуальность, соблюдая принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, гуманистический принцип и принцип развивающего обучения, ориентируется на зону ближайшего развития каждого ребёнка.
Таким образом, мы приходим к заключению, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.
Занятия тестопластикой не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намного позднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.
Воспитатель подготовительной группы «Парус»
Данилова Е. Е.