Получи документы

Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора

Юлия Алексеевна Малая
Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора

Вашему вниманию представляется презентация музыкального руководителя МБДОУ №441 д/с «Кузнечик» г. Нижний Новгород –

Ю. А Малой по проблеме " Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора".

Публикация «Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора» размещена в разделах

АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы проявляется в том, что именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования художественно- эстетического мировоззрения ребенка в целом.

Существует множество мнений о роли музыкального фольклора в художественно-эстетическом развитии ребенка, его музыкальности. Еще с раннего возраста ребенок соприкасается с образцами музыкального фольклора, слыша из уст матери колыбельные( «Баю- баюшки, баю»,пестушки («Идет коза рогатая», «Ладушки», потешки на 2-м году жизни («Сорока –сорока», прибаутки 3-4 года («Маша- радость наша», «Расти коса до пояса»)дразнилки («Дождик –дождик пуще»). Именно в песенном фольклоре дети знакомятся с окружающим миром. Песенный фольклор близок детям по певческому диапазону (до-фа 1 октавы) и дети,еще даже не умея петь, непроизвольно готовят голосовой аппарат, внутренне пропевая за взрослым простые мелодии (нисходящая диатоническая линия, повторы)

Игровой фольклор занимает ведущее место в младшем возрасте. Игра – важнейшее средство для развития полноценной личности ребенка. В младшем возрасте – это хороводные игры («Каравай», «Карусель») и игры-догонялки («У медведя во бору», «Кот и мыши»). В нашем случае, именно для развития музыкальности, используются игры с песенным-текстовым сопровождением или берутся игры в фольклорном музыкальном оформлении по принципу яркой контрастности (тихо-громко, медленно-быстро, высоко низко) – для развития музыкально-сенсорных способностей (ритмические, динамические и звуковысотные).

Календарный фольклор – это присутствие и интерактивное участие малышей в календарно-обрядовых праздниках детского сада. Это прекрасное средство для развития музыкального восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Танцевальный фольклор - представлен хороводами и простейшими плясками, соответствующих возрасту («Сапожки», «Где же наши ручки»)

Знакомство и игра на детских музыкальных народных инструментах прежде всего развивают музыкально-сенсорные способности ребенка.

Песенный фольклор (колыбельные, попевки, пестушки, дразнилки и т. д.)

Игровой фольклор

Календарный фольклор (календарно- обрядовые праздники)

Танцевальный фольклор – хороводы, танцы.

Знакомство и игра на детских музыкальных народных инструментах (ложки, трещотки,бубны, свистульки и т. д.).

Цель моей работы по данному направлению :

Создание условий для возникновения предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения музыкального фольклора.

Задачи :

-Создание условий для развития творческих способностей дошкольников;

-Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;

-Знакомство детей с традициями и образами народа;

-Создание условий для развития эмоционального восприятия народной музыки в различных видах музыкальной деятельности

- Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традиций русского народа сообразно возрасту (масленица, детская пасха, рождество);

-Воспитание эстетических чувств;

-Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству

Предполагаемые результаты:

• Для воспитанников:

• повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности и вне её;

• появление интереса к русской музыкальной культуре;

• активизация эмоциональной отзывчивости;

• проявление творческого самовыражения.

Для родителей:

• повышение музыкальной культуры;

• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания.

• Для педагогов:

• повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;

• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

• творческое использование образцов музыкального фольклора в различных видах детской деятельности.

Работа в данном направлении включает в себя 3 этапа:

1 этап Подготовительный- представляет собой анализ проблемы и стартовую диагностику.

2 этап Основной – включает в себя: выбор программно- методического обеспечения и методов

Планирование взаимодействия с детьми, родителями, педагогами, социумом

Создание ППРС

3 этап - это итоги работы. Он представлен итоговой диагностикой, выводами, перспективой работы.

Направления по ознакомлению с фольклором в детском саду:

Слушание народной музыки, песен;

Знакомство с музыкальными играми и хороводами;

Знакомство с народными музыкальными инструментами;

Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

На 1 этапе работы был проведён мониторинг уровня развития интегративных качеств – образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» раздел «Музыкальное развитие».

На 1 этапе диагностировалось группа детей младшего дошкольного возраста в количестве 19 человек. Мониторинг проводился подгруппами, методом наблюдения. По итогам мониторинга выявлен небольшой процент с высокий уровнем развития у 21,05% детей (4 ребёнка);средний уровень развития у большинства детей- 68,42%(13 детей); низкий уровень развития у 2 детей- 10,53%- достаточно большой процент.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна в решении проблемы и приобретение ребенком совокупности культурных ценностей через музыкальный фольклор будет способствовать развитию интегрированных свойства личности ребёнка и развитию его музыкальных способностей.

Программно- методическое обеспечение работы на данном этапе работы состояло из:

• Программы обучения и воспитания в детском саду «От рождения до школы» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и

• Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э. Л. Костиной.

• Очень интересной, полной и отвечающей региональному компоненту стала Парциальная программа «Мой родной дом» Э. Л. Костиной, Н. Н. Кочневой, Л. А. Семиковой (тематический блок-«Мой родной дом – семья» (4-й год жизни).

В совместной досуговой деятельности с детьми использовалось комплексно- тематическое планирование, в соответствии с годовым планированием нашего ДОУ.

На 2 этапе- Использовались вариативные формы музыкальной деятельности детей в соответствии с новыми требованиями ФГОС, это в начале года повторение вариативных форм музыкальной деятельности детей раннего возраста:

Игры-эксперименты со звуками

Предметное коллекционирование

Музыкально-игровые приемы (звукоподражание)

Музыкально-литературные загадки

Музыкальные пальчиковые и логоритмические игры

Музыкально двигательные игры-импровизации

Музыкальные сказки – шумелки.

А с ноября – для детей 3-4 года:

Музыкальные игры-фантазии

Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе

Игры – путешествия и игры – эксперименты

Музыкально-дидактические игры

Игры – этюды по мотивам музыкальных произведений

Хороводная игра

Концерты – загадки

Ситуации с ролевым взаимодействием

Особое внимание в своей работе мы уделили укреплению связей с родителями. Родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие в праздниках, участвуют в конкурсах по изготовлению самодельных музыкальных игрушек и элементов костюмов но активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, информационных днях в ДОУ.

Взаимодействие с педагогами и социумом осуществлось через:

Педагогические советы, совместное комплексно-тематическое планирование, фестивали, методические объединения, школа молодого педагога, отчётные концерты ДШИ №6, представление опыта работы на районном, федеральном уровнях (публикации на сайте МААМ).

Создание пространственной предметно- развивающей среды осуществляется путём подбора музыкальных- дидактических игр, красочно оформленных файловых папок с изображением «Сказок- шумелок»- для экспериментирования. коллекций музыкальных шумовых инструментов для самостоятельного творчества и многое другое.

Для создания музыкального пространства группы большую помощь оказывают родители. В каждой группе есть музыкальный центр и фонотека по фольклорной тематике.

Методы работы использовались как

Традиционные: ИГРОВЫЕ,СЛОВЕСНЫЕ,НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫЕ,ПРОДУКТИВНЫЕ.

Так и Креативные: СКАЗКОТЕРАПИЯ, СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕБНЫХ СИТУАЦИЙ,ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ, ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ УПОДОБЛЕНИЕ.

На данном слайде пример использования метода ИКТ для создания условий творческого проявления в игре на шумовых инструментах и развития чувства ритма.

3 этап работы- заключительный :итоговая диагностика, подведение итогов и планирование перспективы работы.

По результатом повторной диагностики высокий уровень развития интегративных качеств образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»- раздел «Музыкальное развитие» - почти у 79% детей; у 15,74%- средний уровень развития, и у 1 ребёнка-5,34%- низкий уровень развития.

В сравнительной сводной диаграмме наблюдается большая положительная динамика развития музыкальности детей, из чего следует вывод, что

именно музыкальный фольклор является прекрасным средством развития всех интегративных качеств, творческих способностей и музыкальности у детей младшего дошкольного возраста.

В итоге наблюдается более чем положительная динамика в художественно- эстетическом развитии детей младшего возраста, из чего можно сделать вывод, что использование музыкального фольклора положительно сказывается на развитии музыкальности детей младшего возраста, а именно:

У детей

• повысилось качество усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности и вне её;

• появился интерес к русской музыкальной культуре;

• активизировалась эмоциональная отзывчивость;

• проявилось творческое самовыражение.

У родителей наблюдается:

• повышение музыкальной культуры;

• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания.

У педагогов произошло:

• повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;

• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

• творческое использование образцов музыкального фольклора в различных видах детской деятельности.

Продолжение работы в данном направление, освоение следующих ступеней развития музыкальных и интегративных качеств дошкольников 4 и 5 ступени по «Камертону» и модули «Я и детский сад».» «Я и мой город» по парциальной программе «Мой родной дом»- вот перспективы моей дальнейшей деятельности, как музыкального руководителя.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями»Музыкальное народное искусство.

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора АКТУАЛЬНОСТЬ: Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Детский фольклор - это целый мир – яркий, радостный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора
Опубликовано: 8 мая 2015 в 22:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Алексеевна Малая (УИ 339754) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД