Юлия Алексеевна Малая
Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора
Вашему вниманию представляется презентация музыкального руководителя МБДОУ №441 д/с «Кузнечик» г. Нижний Новгород –
Ю. А Малой по проблеме " Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора".
Публикация «Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы проявляется в том, что именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования художественно- эстетического мировоззрения ребенка в целом.
Существует множество мнений о роли музыкального фольклора в художественно-эстетическом развитии ребенка, его музыкальности. Еще с раннего возраста ребенок соприкасается с образцами музыкального фольклора, слыша из уст матери колыбельные( «Баю- баюшки, баю»,пестушки («Идет коза рогатая», «Ладушки», потешки на 2-м году жизни («Сорока –сорока», прибаутки 3-4 года («Маша- радость наша», «Расти коса до пояса»)дразнилки («Дождик –дождик пуще»). Именно в песенном фольклоре дети знакомятся с окружающим миром. Песенный фольклор близок детям по певческому диапазону (до-фа 1 октавы) и дети,еще даже не умея петь, непроизвольно готовят голосовой аппарат, внутренне пропевая за взрослым простые мелодии (нисходящая диатоническая линия, повторы)
Игровой фольклор занимает ведущее место в младшем возрасте. Игра – важнейшее средство для развития полноценной личности ребенка. В младшем возрасте – это хороводные игры («Каравай», «Карусель») и игры-догонялки («У медведя во бору», «Кот и мыши»). В нашем случае, именно для развития музыкальности, используются игры с песенным-текстовым сопровождением или берутся игры в фольклорном музыкальном оформлении по принципу яркой контрастности (тихо-громко, медленно-быстро, высоко низко) – для развития музыкально-сенсорных способностей (ритмические, динамические и звуковысотные).
Календарный фольклор – это присутствие и интерактивное участие малышей в календарно-обрядовых праздниках детского сада. Это прекрасное средство для развития музыкального восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Танцевальный фольклор - представлен хороводами и простейшими плясками, соответствующих возрасту («Сапожки», «Где же наши ручки»)
Знакомство и игра на детских музыкальных народных инструментах прежде всего развивают музыкально-сенсорные способности ребенка.
Песенный фольклор (колыбельные, попевки, пестушки, дразнилки и т. д.)
Игровой фольклор
Календарный фольклор (календарно- обрядовые праздники)
Танцевальный фольклор – хороводы, танцы.
Знакомство и игра на детских музыкальных народных инструментах (ложки, трещотки,бубны, свистульки и т. д.).
Цель моей работы по данному направлению :
Создание условий для возникновения предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения музыкального фольклора.
Задачи :
-Создание условий для развития творческих способностей дошкольников;
-Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;
-Знакомство детей с традициями и образами народа;
-Создание условий для развития эмоционального восприятия народной музыки в различных видах музыкальной деятельности
- Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традиций русского народа сообразно возрасту (масленица, детская пасха, рождество);
-Воспитание эстетических чувств;
-Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству
Предполагаемые результаты:
• Для воспитанников:
• повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности и вне её;
• появление интереса к русской музыкальной культуре;
• активизация эмоциональной отзывчивости;
• проявление творческого самовыражения.
Для родителей:
• повышение музыкальной культуры;
• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания.
• Для педагогов:
• повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
• творческое использование образцов музыкального фольклора в различных видах детской деятельности.
Работа в данном направлении включает в себя 3 этапа:
1 этап Подготовительный- представляет собой анализ проблемы и стартовую диагностику.
2 этап Основной – включает в себя: выбор программно- методического обеспечения и методов
Планирование взаимодействия с детьми, родителями, педагогами, социумом
Создание ППРС
3 этап - это итоги работы. Он представлен итоговой диагностикой, выводами, перспективой работы.
Направления по ознакомлению с фольклором в детском саду:
Слушание народной музыки, песен;
Знакомство с музыкальными играми и хороводами;
Знакомство с народными музыкальными инструментами;
Знакомство с традициями и обрядами русского народа.
На 1 этапе работы был проведён мониторинг уровня развития интегративных качеств – образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» раздел «Музыкальное развитие».
На 1 этапе диагностировалось группа детей младшего дошкольного возраста в количестве 19 человек. Мониторинг проводился подгруппами, методом наблюдения. По итогам мониторинга выявлен небольшой процент с высокий уровнем развития у 21,05% детей (4 ребёнка);средний уровень развития у большинства детей- 68,42%(13 детей); низкий уровень развития у 2 детей- 10,53%- достаточно большой процент.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна в решении проблемы и приобретение ребенком совокупности культурных ценностей через музыкальный фольклор будет способствовать развитию интегрированных свойства личности ребёнка и развитию его музыкальных способностей.
Программно- методическое обеспечение работы на данном этапе работы состояло из:
• Программы обучения и воспитания в детском саду «От рождения до школы» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и
• Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э. Л. Костиной.
• Очень интересной, полной и отвечающей региональному компоненту стала Парциальная программа «Мой родной дом» Э. Л. Костиной, Н. Н. Кочневой, Л. А. Семиковой (тематический блок-«Мой родной дом – семья» (4-й год жизни).
В совместной досуговой деятельности с детьми использовалось комплексно- тематическое планирование, в соответствии с годовым планированием нашего ДОУ.
На 2 этапе- Использовались вариативные формы музыкальной деятельности детей в соответствии с новыми требованиями ФГОС, это в начале года повторение вариативных форм музыкальной деятельности детей раннего возраста:
Игры-эксперименты со звуками
Предметное коллекционирование
Музыкально-игровые приемы (звукоподражание)
Музыкально-литературные загадки
Музыкальные пальчиковые и логоритмические игры
Музыкально двигательные игры-импровизации
Музыкальные сказки – шумелки.
А с ноября – для детей 3-4 года:
Музыкальные игры-фантазии
Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе
Игры – путешествия и игры – эксперименты
Музыкально-дидактические игры
Игры – этюды по мотивам музыкальных произведений
Хороводная игра
Концерты – загадки
Ситуации с ролевым взаимодействием
Особое внимание в своей работе мы уделили укреплению связей с родителями. Родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие в праздниках, участвуют в конкурсах по изготовлению самодельных музыкальных игрушек и элементов костюмов но активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, информационных днях в ДОУ.
Взаимодействие с педагогами и социумом осуществлось через:
Педагогические советы, совместное комплексно-тематическое планирование, фестивали, методические объединения, школа молодого педагога, отчётные концерты ДШИ №6, представление опыта работы на районном, федеральном уровнях (публикации на сайте МААМ).
Создание пространственной предметно- развивающей среды осуществляется путём подбора музыкальных- дидактических игр, красочно оформленных файловых папок с изображением «Сказок- шумелок»- для экспериментирования. коллекций музыкальных шумовых инструментов для самостоятельного творчества и многое другое.
Для создания музыкального пространства группы большую помощь оказывают родители. В каждой группе есть музыкальный центр и фонотека по фольклорной тематике.
Методы работы использовались как
Традиционные: ИГРОВЫЕ,СЛОВЕСНЫЕ,НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫЕ,ПРОДУКТИВНЫЕ.
Так и Креативные: СКАЗКОТЕРАПИЯ, СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕБНЫХ СИТУАЦИЙ,ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ, ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ УПОДОБЛЕНИЕ.
На данном слайде пример использования метода ИКТ для создания условий творческого проявления в игре на шумовых инструментах и развития чувства ритма.
3 этап работы- заключительный :итоговая диагностика, подведение итогов и планирование перспективы работы.
По результатом повторной диагностики высокий уровень развития интегративных качеств образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»- раздел «Музыкальное развитие» - почти у 79% детей; у 15,74%- средний уровень развития, и у 1 ребёнка-5,34%- низкий уровень развития.
В сравнительной сводной диаграмме наблюдается большая положительная динамика развития музыкальности детей, из чего следует вывод, что
именно музыкальный фольклор является прекрасным средством развития всех интегративных качеств, творческих способностей и музыкальности у детей младшего дошкольного возраста.
В итоге наблюдается более чем положительная динамика в художественно- эстетическом развитии детей младшего возраста, из чего можно сделать вывод, что использование музыкального фольклора положительно сказывается на развитии музыкальности детей младшего возраста, а именно:
У детей
• повысилось качество усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности и вне её;
• появился интерес к русской музыкальной культуре;
• активизировалась эмоциональная отзывчивость;
• проявилось творческое самовыражение.
У родителей наблюдается:
• повышение музыкальной культуры;
• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания.
У педагогов произошло:
• повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
• творческое использование образцов музыкального фольклора в различных видах детской деятельности.
Продолжение работы в данном направление, освоение следующих ступеней развития музыкальных и интегративных качеств дошкольников 4 и 5 ступени по «Камертону» и модули «Я и детский сад».» «Я и мой город» по парциальной программе «Мой родной дом»- вот перспективы моей дальнейшей деятельности, как музыкального руководителя.
Спасибо за внимание!