Елена Пентина
Развитие мелкой моторики и координации движений рук в продуктивных видах деятельности у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области воспитанники испытывают серьезные затруднения. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Публикация «Развитие мелкой моторики и координации движений рук в продуктивных видах деятельности у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей, имеющих нарушение зрения, поэтому нельзя не учитывать их низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук.
Поэтому систему по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста выстраиваю поблочно:
1.«Движение и здоровье»
2.«Социально-речевое развитие»
3.«От игры к письму»
4.«Творческое развитие»
Подробнее остановлюсь на блоке «Творческое развитие», который включает в себя:
•развитие способности творческого самовыражения,
•развитие инициативности, любознательности,
•развитие эстетического восприятия,
•обогащение представлений о мире вещей,
•развитие ручной умелости.
ФГОС дошкольного образования четко определяют содержание образовательной области "Художественно-эстетическое развитие», которое направлено на развитие творческой активности дошкольников, пространственного мышления, фантазии, эстетического отношения к окружающему миру, приобщение воспитанников к искусству посредством интеграции образовательных областей: физического, познавательного, речевого развития детей.
Все мы понимаем, что возможны разные подходы в совершенствовании ручной умелости дошкольников. Для себя, прежде всего, обозначила следующие приоритеты в работе:
•наличие современного взгляда на развитие мелкой моторики, координации движений в процессе продуктивных видов деятельности;
•понимание роли индивидуально-личностной ориентации обучающего воздействия;
•использование принципа креативности и эффективное применение дидактических средств будет способствовать проявлению и становлению стойкого интереса к художественной деятельности у детей;
•выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.
Целью моей работы является: реализация развивающего, творческого потенциала дошкольников посредством использования разных видов продуктивной деятельности, совершенствования мелкой моторики у детей и органичное соединение с разнообразными формами обучения в целостном образовательном процессе.
Работу по методической теме выстраиваю поэтапно. Для себя обозначила следующие этапы работы:
I этап: АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ, который включает в себя:
•Изучение передового педагогического опыта педагогов по данной проблеме.
•Изучение психолого-педагогической, методической литературы, исследований специалистов в данной области.
•Отбор педагогических технологий, учитывая возрастную категорию детей, индивидуальные особенности, простоту исполнения, возможность быстрого достижения результата работы, получение яркого продукта труда.
• Активно использую разнообразные технологии:
- технику бумагопластика и торцевание (Т. Писаревская,
- аппликацию (З. Д. Коваленко, лепку, ниткографию и т. д.
•Проведение целевого ориентира. На основе аналитических данных и поставленных задач, разработала перспективный план работы с использованием различных форм, методов и приемов в организации продуктивной деятельности с дошкольниками.
II ЭТАП РАБОТЫ – ПРАКТИЧЕСКИЙ:
Все мы знаем, что продуктивный вид деятельности, в частности, аппликация, позволяет детям научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. С этой целью в группе создаются условия для развития творческих способностей, зрительного восприятия, мелкой моторики и координации движения рук у детей, организована предметно-развивающая среда в соответствии с современными требованиями.
За основу в своей деятельности взяла технику «Торцевание» средствами аппликации и лепки. Принцип торцевания: в основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Торцевание – работа не сложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости, развитию мелкой моторики.
Работа в этой технике предусматривает выполнение дидактического принципа - усложнение от простого к сложному, начиная с младшей группы и до подготовительной.
Занятия с детьми, конечно, требует душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполняются радостью» Дарите детям – РАДОСТЬ!