Юлия Светлова
Развитие тактильно-кинестической чувствительности, посредством песочной терапии, у детей с нарушением зрения.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие тактильно- кинестической чувствительности, посредством песочной терапии, у детей с нарушением зрения.
Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьется разум.
К. Г. Юнг
Публикация «Развитие тактильно-кинестической чувствительности, посредством песочной терапии, у детей с нарушением зрения,» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Всем хорошо известно, как любят дети играть с песком. Они могут часами копошиться в песочнице или на берегу моря, перемешивают песок, набирают его в формочки и ведерки, делают огромные крепости и замки, и даже закапываются в него сами. Песок - загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Сегодня игры с песком становятся все более популярными как в психологической, в педагогической, так и в коррекционно-развивающей практике. С помощью игр с песком решаются самые сложные коррекционно-развивающие и образовательные задачи в работе с детьми с нарушением зрения. Использование песочной терапии в работе с такими детьми позволяет гармонично развивать познавательные процессы, мелкую моторику, коммуникативные навыки, эмоционально стабилизировать детей. Также повышается мотивация к занятиям, они проходят более интенсивно, интересно и эмоционально. Игра на песке – это естественная деятельность ребенка. Поэтому перенос обучающих, развивающих и коррекционных задач в песочницу дает уникальный эффект.
Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.
Л. И. Плаксина и другие исследователи отмечают, что дети с нарушением зрения при обследовании и опознание предметов, их свойств и качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы. Без соответствующих игр и упражнений, организованных воспитателями, дефектологами, логопедом, родителями, малыш со зрительными проблемами может иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира посредством сохранных органов чувств. Поэтому с самого раннего детства мы должны тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения. Для развития осязания и мелкой моторики рук, тактильной чувствительности замечательно подходит именно песочная терапия.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Но всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания.
Тактильно- кинестическое восприятие - основа развития у детей с нарушением зрения таких психических процессов, как внимание, память, восприятия, мышление и речь. Тактильное восприятие не зря называют кожным зрением или кожно-оптическим восприятием, оно является отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики у детей с нарушением зрения может в известной мере компенсировать дефект зрения. Исследования И. М. Сеченова. Б. Г. Ананьева. и других ученых показали, что рука заменяет слабовидящему зрение, она дает знания и представления о предметах, за исключением цвета и видения вдаль. Благодаря развитию тактильно- кинестической чувствительности слабовидящие дети могут воспринимать большинство свойств предметов, доступных зрению : форму, размер, положение в пространстве, определять такие свойства предмета, как температура и вес. Тактильная чувствительность тесно связана с двигательной и объединяется с ней в специальном органе труда и
познания — руке. Объединение тактильной и двигательной чувствительности называется осязанием.
Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений. Ребенок с патологией зрения проявляет стремления к тактильному обследованию предметов, но самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, фактуру.
Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. Детей с нарушением зрения необходимо учить приёмам осязательного восприятия объектов, формировать у них умения выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно – двигательный анализаторы
Работу по развитию тактильной чувствительности я провожу в несколько этапов, усложняя как сам процесс обследования, так и словесный отчет о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках. На разных этапах работы я использую элементы песочной терапии. Провожу игры с сухим и влажным песком, холодным и теплым. Предметы для обследования беру разные не только по текстуре, но и по весу, размеру, температуре. Для каждого этапа работы по развитию тактильной чувствительности разработана система игр с песком.
Основные этапы работы по развитию тактильной чувствительности :
Ощупывание предметов с различной поверхностью, обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.) с открытыми глазами, далее с закрытыми;
Игры: «Чувствительные ладошки», «Змейки», «Необыкновенные следы», «Отпечатки наших рук», «Наши пальчики гуляют» и др.
обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;
нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен или по другому признаку (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);
Игры: «Узнавалки», «Кому повезет», «Археологи», «Твердое-мягкое», «Найди такой же», «Гладкое-шершавое» и др.
нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4 предметов);
определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;
нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.
Отличным приемом для развития тактильной чувствительности и мелкой моторики является рисование на песке. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Дети старшего дошкольного возраста выполняют движения или задания по описанию, а вот малыши только учатся, поэтому следует первоначально действовать «рука в руке». Упражнения «Дождик», «Заборчик», «Лесенка» дают возможность отработать вертикальные, горизонтальные, ломаные линии различные по протяженности и интенсивности. Обведение пальцем контура или шаблона вплотную подводит ребенка к овладению письмом. При рисовании песком детям с нарушением зрения так же полезно рисовать конкретные, заданные педагогом фигуры – кривые линии, круги, прямоугольники, квадраты, треугольники, спирали, солнце, звезды и т. д. Постепенно у ребенка развивается «осознание форм» - он через ощущения улавливает законы форм, начинает их понимать, опираясь на конкретный опыт, а впоследствии может их абстрагировать. А так же, рисуя песком, дети учатся распознавать фигуры посредством тактильной стимуляции кончиков пальцев, движений кистей и рук, с помощью зрения и через ощущение самодвижения. Таким образом, происходит развитие абстрактного мышления.
Все эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значение для развития ребенка с нарушением зрения. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно- двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения. Наряду с развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики игры с песком способствуют развитию речи, памяти, произвольного внимания, воображения, стабилизируют эмоциональное состояние малыша. Но главное, ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.