Вера Аксенкова
Консультация «Развитие речи дошкольников средствами художественного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно: речевые возможности ребенка значительно увеличиваются в до-школьном возрасте.
Дошкольный возраст многие определяют как самый секзитивный для педагогических воздействий период: у ребенка еще не сформировано крити-ческое отношение ко всему, что вокруг них происходит, зато степень приня-тия, «впитывания» окружающих впечатлений чрезвычайно высока. Поэтому многие ученые считают, что чем раньше дошкольника обучают чему-либо, тем эффективнее оказываются результаты такой деятельности.
Публикация «Консультация „Развитие речи дошкольников средствами художественного творчества“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Источник становления коммуникативной компетентности ребенка - ре-чевая среда. Организатор и активный участник речевой среды в учебно - воспитательном процессе дошкольного учреждения – воспитатель.
Развитие речи ребенка дошкольника в норме идет по нескольким направлениям.
Речь идет от обогащения словаря, овладением грамматическим строем речи, о развитии фонематического слуха, связанной речи, об осознании сло-вестного состава речи. По мере расширения круга общения изменяются и функции речи.
У детей дошкольного возраста планирующая функция сливается с мышлением.
Задача взрослого - развивать эту функцию, а именно рассказывать о ходе выполняемого действия, задавать вопросы о последовательности вы-полнения, оценивать деятельность ребенка.
В свою очередь и ребенок должен сопровождать свои действия сло-вестно; к 5-6 годам планировать уже предстоящую деятельность, выражая это в речи; уметь свободно рассказывать о том, что хотел бы делать, что сделал, и сопоставлять с результатами исполнения.
В современной системе дошкольного образования активно разрабаты-ваются новые методы разностороннего развития детей и более качественной подготовке к школьному обучению.
Одним из таких методов можно считать использование театрально-игровых приемов на занятиях по развитию речи.
В процессе речевого развития ребенок в первую очередь различает (воспринимает) интонационные оттенки речи – этому он учится с первых недель жизни. Задача педагога - закрепить и разнообразить это умение. За-тем ребенок воспринимает слово как целое: в младенчестве - как целое инто-национное и фонематическое, в раннем и дошкольном детстве – еще и как це-лое лексическое.
Узкий и скудный речевой опыт, незрелость процессов памяти и воспри-ятия у дошкольников требуют совпадения всех трех компанентов восприни-маемой речи : интонационного, фонематического и лексического.
Пьесы, этюды, игры – драматизации и есть тот самый максимально ка-чественный речевой материал, на основе которого малыши могут научиться воспринимать речь и полноценно владеть ею. Поэтому уже при первом зна-комстве с пьесой, сказкой дети должны услышать интонационно насыщен-ный, фонематически - четкий текст и получить доступные возрасту лексиче-ские разъяснения, причем неоднократно. Многие очевидные для взрослых слова долгое время остаются непонятными малышам, даже если они используют их в своей речи.
К примеру, большинство детей не удивятся, услышав слово «самовар», но при этом они не понимают, почему его считают большим, тяжелым и ды-мящимся. Поэтому детям требуется объяснение и наглядная демонстрация.
Все проводится в игровой форме, не спеша, ведь для осмысления вос-принимаемого требуется время и положительный эмоциональный настрой. Если у детей возникает желание повторять за воспитателем или «передразни-вать» вас, считайте, что вы добились цели. В непринужденной обстановке, на волне неожиданно возникшей мотивации можно получить наилучший ре-зультат.
Кроме того, известно, что высокоэмоциональные моменты жизни за-полняются быстрее и надежнее.
Особенно эффективен прием «неправильной демонстрации». Так, например, при работе по сказке «Теремок» сцену появления волка читаю намеренно неправильно: робкий и беззащитный персонаж меняется интона-цией и соответственно, характером с сильным и нагловатым волком (мышка перестает пищать, волк покорно складывает лапки).
При правильной подаче этот прием вызовет шквал детского смеха и желание подражать. Такие несерьёзные занятия помогают ребенку сориенти-роваться на возможном поле творчества, а достаточные свобода и время позволяет потренироваться и попробовать себя в интонационном поиске.
Креативную атмосферу совместной деятельности ребенка и воспитателя создают и различные приемы творческого рассказывания. – «Расскажи сказ-ку «Репка» от лица репки», – «Я начну, а ты закончи», (Мальчик гулял в ле-су. Вот он вышел на поляну и увидел…», и др.
Между тем любая деятельность, в том числе и изобразительная, благо-приятна для развития речи. Особенно это касается детей с общим недоразви-тием речи. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, пластилином, крас-ками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, спо-собствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется её связь с коррекционным обучением.
На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, дей-ствий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для разви-тия речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные си-туации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» положить альбом, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую активность.
Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные предметы (муляжи) овощи, фрукты, ваза с цветами и т. д.).
Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных эта-пах коррекционной работы с разными речевыми целями. Набор фраз, слов, произносимых взрослыми делают слово мобильным, подвижным.
Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем активный словарь. С этой целью на занятиях необходимо каждодневно использовать весь наглядный материал: оречевлять демонстрируемые действия, предметы обо-рудования их признаки и назначения. («В баночки налить Н2О для промы-вания кисточек». «В подставки разложить кисти, ножницы». «Справа поло-жить салфетки для промакивания кисти» и т. д.) Дети очень любят дежурить по занятиям, они как бы играют с этим материалом, убирая его со стола или раскладывая, производя разнообразные действия.
Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализатов (зрение, слух, тактильное восприятие, сто так же ока-зывает положительное влияние на развитие речи.
Связь слова с движением или состоянием предмета в изодеятельности происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: взял карандаш, прижал салфетку, веду линию, рисую мяч, отрезал уголок, кисточку промыл, промакнул и положил в подставку и т. д.
Следует заметить, что например, приставочные глаголы дети начинают усваивать значительно раньше, если во время деятельности воспитатель ча-сто употребляет их, говоря о том, что делает ребенок: режим лист бумаги, отрезаем уголок, вырезаем круг, разрезаем лист, надрезаем по сгибу до ли-нии и т. д.
Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственную взаимосвязь различных действий и явле-ний: «Кисточка грязная. Моем грязную кисть. Кисть стала чистой».
Важно отметить, что действия детей, оречевленные в изодеятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми. Ускоряется процесс усвоения изобразитель-ных навыков.
Выполняя повторяющиеся движения в рисовании (штрихи, мазки, ли-нии, дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ-топ-топ («следы», кап-кап-кап («дождик идет», туда-сюда, вверх-вниз и т. д.
Таким образом, изодеятельность позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как са-мостоятельность, целенаправленность, в выполнении работы усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те ка-чества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи. По-этому, как бы ни выполнил ребенок работу, надо оказать должное вниманию результатам его усилий.
И так, все перечисленные положительные стороны продуктивной деятельности детей оказывают большое влияние на формирование различ-ных сторон речи.