Анастасия Шарипова
Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе
▼ Скачать
Консультация для родителей
«Развитие исследовательских способностей
детей дошкольного возраста в игре на природе»
Ребенок – это исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт личных ощущений, действий, переживаний.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Публикация «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наша основная задача, как родителей, поддерживать и развивать интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Так, детей младшего дошкольного возраста можно познакомить с понятиями «один – много», «мало – много», «один - ни одного» на предметах природного мира. Гуляя на улице, можно предлагать ему незамысловатые рассказы (каждый раз по одному, которые помогут малышу закреплять, осознавать эти понятия.
«Бабочки»
Сидели на цветке бабочки, грелись на солнышке, махали крылышками. Много бабочек сидело. Подлетел воробей к цветочку, увидел бабочек, много бабочек, и порадовался: «Чик-чирик!» Испугались бабочки: «Ой, страшно!» и улетели. Нет ни одной. Посмотрел воробей на цветок - нет бабочек. Ни одной. И улетел. Но одна самая смелая бабочка опять прилетела и села на цветочек. Посидела, посмотрела - нигде воробышка не видать и позвала еще бабочек. Они прилетели, и опять стало бабочек много. Сидят, греются на солнышке, радуются, что им воробышек больше не мешает.
Детям более старшего дошкольного возраста предлагаются следующие игры:
«Подбери листику пару»
Ребенку предлагается листик с любого дерева и ему необходимо найти такой же.
«Это что такое?»
Эта игра учит ребенка классифицировать и обобщать предметы (трава, деревья, цветы, птицы, животные и т. д.)
«На что похоже облако»
Вместе с ребенком смотреть на облако и представлять себе, на что оно может быт похоже.
«Выложи из палочек»
Всеми любимая игра, которая позволяет использовать любые веточки от деревьев и палочки от кустиков, которые попадаются под ноги.
«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»
Ребенку младшего дошкольного возраста дается команда идти по ориентирам. Например, «Иди к пеньку, потом к дереву, потом к колесику и там ты найдешь сюрприз». Для детей более старшего возраста задание усложняется тем, что им конкретно указывается направление. Например, «Иди прямо, потом направо, потом налево и там найдешь сюрприз».
«Рисование палочками на песке, снегу, земле, глине»
Еще одна игра, которая доставляет детям массу удовольствия, потому что позволяет им развивать свои исследовательские способности, не прибегая к специальным средствам, а используя только подручные природные материалы. Ребенок сможет заметить, что на разной поверхности по-разному «пишет» палочка и получаются разные рисунки. Вариантов этой игры очень много. Младшим дошколятам можно предложить нарисовать просто разные предметы: солнце, колобка, елочку и многое другое. Пятилеткам и более старшим детям задание усложняется. Например, взрослый рисует дерево с одной веткой, потом - с двумя. Ребенок должен продолжить этот ряд и нарисовать дерево с тремя ветками. (Причем ребенку не говориться, сколько веток будет на его дереве, он должен догадаться сам).
Чем бы вы ни занимались с ребенком, непременно обращайте внимание на его речь. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал на прогулке. Как раз игры в природе дают такую возможность для развития речи. Предлагаемые игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста, так как позволяют развивать монологическую речь и умение обосновывать свой выбор.
«Четвертый лишний в природе»
Помогает детям классифицировать предметы и выявлять особенности явлений природы. Например, что лишнее: дерево, трава, цветок, дождь. Почему?
«Цепочка слов»
Взрослый называет слово, например, дерево. Ребенку нужно назвать слово, которое начинается на букву, которым закончилось предыдущее слово, например, облако. И так до конца, пока не закончатся слова на нужную букву.
«Хорошо – плохо» в природных явлениях»
Ребенку предлагается один предмет или явление природы, и он должен сказать, что в нем хорошего, а что плохого. Например, дождь. Это хорошо, потому что, когда он идет, поливаются все растения - деревья, цветы, кустарники. Плохо то, что после дождя очень грязно, сыро и нужно ждать пока высохнет, чтобы погулять.
Такие игры на природе, могут служить хорошим дополнением к современным детским игрушкам, так как дают богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта ребенка, учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе.