Маргарита Федорович
Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность занимает особое место в жизни ребенка, помогая общаться, устанавливать контакты, учит думать, соблюдать правила, приучает к порядку, постепенно подготавливая к вхождению во взрослую жизнь. Младший дошкольный возраст (3-4 года) является ответственным и принципиально новым периодом в развитии игровой деятельности в связи с переходом от сюжетно-отобразительной (т. е. предметной) к сюжетно-ролевой игре. В то же время дети младшего дошкольного возраста часто не умеют правильно использовать предметы и изображающие их игрушки, выстраивать игровую цепочку действий, придерживаться игрового сюжета, принимать роль и следовать ей, доводить игру до конца. Ребенок, который не умеет и не обучен играть, в дальнейшем будет испытывать сложности в выстраивании межличностных отношений со сверстниками, его могут не принимать в игру, игнорировать, что приведет к агрессивности, тревожности, замкнутости.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Из желания ребенка выполнять функцию взрослого возникает противоречие с его реальными возможностями, и разрешается оно во время проигрывания жизненных ситуаций. По мнению отечественных исследователей детства, замена игры другими видами деятельности нарушает естественное течение развития ребенка. Это обедняет воображение малыша, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, искажает эмоциональный мир ребенка. Необходимо развивать игровую деятельность своевременно, добиваться в ней творческих успехов ребенка.
Одной из особенностей игры является ее условность, ребенок действует с одними предметами, представляя себе что-то другое, важно, чтобы он умел выполнять действия не только с игрушками, но и с предметами-заместителями. Продолжительность игры, как правило, небольшая, ограничивается одной-двумя ролями с простыми сюжетами.
Другая особенность игровой деятельности в ее высокой активности и добровольности. В игре происходит очень тесное взаимодействие всех участников. Младшие дошкольники чаще играют рядом, чем вместе. Однако, в этом возрасте иногда наблюдаются дружеские взаимоотношения. Как правило, конфликты возникают из-за игрушек. Потребность в игре у детей невысока, определяется настроением ребенка, местом игры в режиме дня, особенностями взаимодействия со сверстниками. У большинства дошкольников в ходе игры отмечается частая смена эмоциональных состояний, сюжеты игр неразвернутые, однообразные, либо отсутствуют совсем; речевая активность невысокая, дети сопровождают игровые действия отдельными речевыми высказываниями или звуками.
Игра младших дошкольников 3 лет носит предметно-манипулятивный и конструкторский характер. Такую игру называют сюжетно-отобразительной. В ней воспроизводятся действия взрослых, за которыми наблюдает ребенок. Сюжеты игр не слишком разнообразны, основаны на многократном повторении же игровых действий, которые полностью имитируют реальные. Игры непродолжительны (3-6 минут, но при условии правильного педагогического руководства становятся более длительными (8-10 минут). На четвертом году жизни начинает развиваться сюжетно-ролевая игра. Педагог создает игровую ситуацию, воплощая ее в контексте какого-либо сюжета или образа, что способствует ее целостному восприятию. Наиболее востребованными остаются игры с куклами, однако наиболее ценным в этом возрасте становится становление общения с партнером по игре — сверстником.
Авторы современных педагогических технологий считают, что игре нужно учить, игра и ребенок в игре сами по себе, без руководства взрослого, развиваться не будут. Внимательно наблюдать, понимать, эмоционально подпитывать нехитрые детские сюжеты – постоянный ежедневный труд воспитателя. Такая работа складывается из маленьких подсказок, своевременных вопросов, осторожного вмешательства в игру ребенка.
Самостоятельные сюжетные игры и игры вместе с воспитателем помогают детям осознать последовательность действий в простых жизненных ситуациях: «покупаем продукты», «лечим куклу», «собираемся гулять с дочкой». Принимая участие в игре, взрослый способствует принятию детьми первых ролей. Если возникает логическая необходимость, можно взять на себя какую-либо роль (например, «шофер» второй машины, «мама» второй куклы) и выполнить знакомые ребенку игровые действия, которые и передают смысловые связи между предметами. Вопросы, задаваемые детям, помогают расширить сюжет игры, внести личное отношение к персонажам и ролям. Необходимо не только подсказывать, но и показывать, как именно действует тот или иной предмет как заменитель. Затем под каким-либо предлогом выйти из игры. В дальнейшем большинство детей неоднократно повторяют действия воспитателя.
В игре всегда видны результаты педагогической работы. Воображение у дошкольников приобретает все более творческий характер. Ситуации в игре становятся все более полными, роли – более согласованными, действия малыша, выражаемые им чувства, выглядят более реалистичными, отношение к персонажу – эмоциональным, образуются коллективы с общими игровыми интересами.
Таким образом, игра является одним из самых эффективных, педагогических средств. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли всесторонне и гармонично развитыми, необходимо не только научить детей играть, но и научиться играть вместе с ними, не только будучи педагогами, но и являясь родителями. Помощь педагогов и родителей окажет положительное влияние на формирование у дошкольников необходимых знаний и будет пробуждать в детях устойчивый интерес игровой деятельности.