Папки-передвижки

Развитие игрового опыта ребенка раннего возраста через организацию дидактических игр с куклой

Екатерина Ботова
Развитие игрового опыта ребенка раннего возраста через организацию дидактических игр с куклой
▼ Скачать + Заказать документы

Раннее детство – особый период в жизни человека. Это период становления органов и систем, прежде всего – функций мозга. На втором году жизни начинает складываться характер, формируется его поведение. Освоение ходьбы дает возможность для непосредственного общения с окружающим миром, что, прежде всего, способствует быстрому сенсорному развитию, формированию наглядно-действенного мышления малыша.

Публикация «Развитие игрового опыта ребенка раннего возраста через организацию дидактических игр с куклой» размещена в разделах

Однако для его поведения характерна неустойчивость; на фоне эмоционального подъема (радуется, смеется) он может неожиданно заплакать. Со стороны взрослых требуется особое внимание для нормализации поведения малыша, поддержания хорошего настроения.

В этом возрасте формируются некоторые социальные черты личности ребенка; любовь к близким, сочувствие к сверстникам.

Ярко проявляются познавательные интересы, которые малыш активно выражает при общении со взрослым.

Внимание ребенка второго года жизни носит непроизвольный характер. В этом возрасте заставить малыша быть внимательным нельзя, но заинтересовать можно многим. Прежде всего, его внимание привлекают любые изменения в окружающей обстановке: новые игрушки, автомобиль, проехавший за окном, звонок в дверь.

В этом возрасте наиболее интенсивно формируется понимание речи взрослого и активная речь самого ребенка, функция обобщения, он учится подражать словам и фразам взрослого; расширяется активный словарь, малыш овладевает некоторыми грамматическими формами и начинает пользоваться речью.

Особое значение для ребенка второго года жизни имеют развитие его игровой деятельности и действия с предметами. В начале второго года игра ребенка сводится к различным действиям с предметами.

На вопрос, что больше всего любят дети каждый ответит не сомневаясь - играть. А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать, сможет объяснить не каждый. Наблюдая окружающий мир и деятельность окружающих его людей, ребенок хочет стать ее участником, но в полной мере как взрослый, еще не может этого сделать. А вот в игре он может все.

Игра для ребенка – наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором ему предстоит жить. Для взрослого же игра ребенка еще и своеобразный экран, который высвечивает все, что усвоил малыш на очередном этапе своего развития. А развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он играет. И чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется ему со стороны взрослого.

Основное содержание игр детей раннего возраста - воспроизведение увиденных и усвоенных ими предметных действий. Желание жить жизнью взрослых проявляется в том, что дети оказываются способны повторить лишь отдельные действия окружающих: малыши «варят кашу», «кормят» и «укладывают спать» кукол, «моют» посуду. Игра у младших детей часто возникает на основе попавшего в руки предмета: увидел малыш яркое ведро - начинает играть в приготовление обеда, попались на дорожке камушки - «печет» пирожки и «кормит» свою куклу. Поэтому и конфликты у малышей возникают не из-за распределения ролей, не из-за того, кто главный, а кто подчиненный, а из-за отдельных предметов, потому что каждый новый предмет - это новая игра. Кроме того, вместе малыши 2 лет играть еще не умеют. В лучшем случае они не мешают друг другу, спокойно играя рядом каждый со своей игрушкой. Малышам этого возраста можно показать, что другие ребятки тоже заняты игрой, что они интересно играют, что не надо нарушать их игр, а лучше помочь чем-нибудь (дать поиграть свою формочку или совочек, привезти на машинке веточки и т. п.). Формирование интереса к играм других детей будет способствовать развитию у детей сотрудничества в более сложных играх.

Игровые действия детей раннего возраста еще крайне отрывочны и не связываются в единую систему действий. Для них гораздо важнее выполнение отдельных действий (приготовление «супа», «котлеток», раскладывание их).

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства, взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Необходимо обогащать игровой опыт детей, чему в большей степени способствуют дидактические игры, специально организуемые воспитателем, где он имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. С помощью игр воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Дидактические игры с куклой, в ранних возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно – отобразительным играм.

Кукла - совсем не обычный предмет. Уже в раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого. Следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой, для малыша. Для этого нужно разговаривать с ним от имени куклы, радоваться или плакать «куклиным» голосом, просить его о помощи и пр.

В ходе дидактической игры с куклой воспитатель разыгрывает небольшую инсценировку с участием куклы, например встреча новой куклы, угощение куклы, сборы куклы на прогулку и т. п. В продолжение этой игры педагог ведет разговор с детьми от имени куклы. Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации детей.

Организуя дидактические игры с куклой педагогу следует выбрать одну куклу - не обязательно очень красивую и дорогую, но обязательно дать ей имя и определить характер. Постараться чтобы она стала для малышей любимой.

Знакомство с куклой для детей должно быть неожиданным и сюрпризным. Когда дети познакомятся с куклой и полюбят с ней играть, можно организовать вместе с ними различные жизненные ситуации с куклой, напоминающие его собственные. Например: кукла хочет спать. Ляля жалуется ребенку, что она очень устала, хочет спать просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с малышом вы раздеваете куклу, укладывая в кроватку, поете колыбельную песенку. Кукла хочет есть. Ляля просит кушать. Вместе с ребенком вы накрываете на стол и кормите куклу игрушечной ложечкой. За едой Ляля может немножко покапризничать: отказаться от каши, попробовать конфету или мороженое. Требования и капризы куклы могут напоминать привычки самого ребенка. Важно, чтобы кукла с вашей помощью вела себя как настоящий ребенок и чтобы малыш видел в ней живого человека. Подобные игры можно организовывать на разные сюжеты : «Купание куклы», «Прогулка», «Кукла заболела» и др. В условиях содержательного (делового) общения со взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предметов (мебель, посуда, одежда и т. д., и это новое знание он переносит в свою игру.

В игру даже с самым маленькими детьми полезно включать условное действие с отсутствующими предметом. Уже годовалый малыш способен понять смысл действия взрослого, который протягивает кукле щепотку, объясняя, что это конфета. Ребенок умеет выполнить такие действия и с удовольствием повторяет их вслед за взрослым в игровой ситуации.

Для того чтобы игровые умения поднялись на более высокий уровень, необходимо наряду с образными игрушками вводить игрушки-заместители. Отсутствие их тормозит не только развитие игры, но и мышления и речи ребёнка. Можно вводить различные предметы-заместители: шарики, брусочки, тряпочки, кусочки бумаги и пр. На первых порах вы можете подсказать, как можно использовать один предмет вместо другого. Например, воспитатель в совместной игре с малышом показывает, как он умывает куклу под воображаемым краном, наливает воду в таз, намыливает ей голову (трет кубиком, кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлетки. Если вы сможете действительно заинтересовать ребенка игрой и сделать ее увлекательной, он вскоре обязательно сам научится играть, замещая одни предметы другими. Малыш будет уже без вашей помощи разыгрывать разные сюжеты с куклой.

Всё это свидетельствует о новом витке развития, о начале становления сюжетно-отобразительной игры.

Необходимо создавать условия для наглядного познания малышом окружающего мира. Формированию интереса к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентации среды, в которой дети будут жить в группе, вызывает у них интерес к игровой деятельности. В группе необходимо создать все условия для полноценного физического и психологического развития ребенка, желательно продумывать размещение игр, пособий, игрушек в игровой комнате.

Кукла - в этом возрасте хороши и куклы-младенцы и голыши. Размер кукол имеет немаловажное значение. Следует иметь в виду, что очень крупные куклы неудобны для манипуляции, малышам трудно удержать их в руках, они чаще сидят в статичных позах и используются лишь в некоторых игровых ситуациях. Таких кукол удобно кормить, причесывать, лечить, но неудобно пеленать или купать. Малышам легче играть с небольшими куклами-голышами; их можно носить, укачивать, купать, пеленать и. т. д.

Теперь о кукольном гардеробе. Кукол нужно одевать, так же как и детей, в платьицах - девочки, в штанишках и рубашках - мальчики. В зависимости от возраста ребёнка одежда куклы должна быть такой, чтобы он мог сам ее хотя бы снимать, а позже – одевать. Поэтому хорошо если одежда имеет простую застежку, например, липучку или большую пуговицу, завязки, шнуровки с большими петлями. Для игры малыша вполне достаточно одного комплекта легкой одежды, а также теплой – на случай, если он захочет взять куклу на прогулку в холодное время года. При этом нельзя забывать и об обуви. Одежда нужна не только чтобы кукла «не мерзла», например, но и с точки зрения развитий движений (работает мелкая моторика, а также интеллектуального и общего психического развития ребенка. Дело в том, что процесс одевания-раздевания куклы ребенок отождествляет с такой процедурой в собственной жизни, что способствует развитию самосознания, восприятия; малыш на своем уровне начинает понимать необходимость и человеческий смысл этого действия. Для куклы нужно запастись самым необходимым. Нужны кроватка с матрасиком, подушкой и одеялом, простынка и пододеяльник и, конечно, простая посуда.

В кукольном уголке должна быть мебель (кроватка, плита, шкаф для одежды, столик, и т. д., ванночки для купания кукол, наборы для стрижки и глажения белья, игрушечный телефон и будильник.

Идя с куклой на прогулку, бывает просто необходимо транспортное средство для нее: летом это машинка, тележка или коляска а зимой – санки, предназначенные специально для куклы. Малыши испытывают особое удовольствие, когда словно взрослые катят позади (или впереди) себя своего любимца. Должны иметься игрушки для разыгрывания различных сюжетов, предметы – заместители в коробках, горка, качалка, поезд – палка. Правильная организация предметной среды является одним из важнейших условий возникновения и развития игровой деятельности.

Но чтобы после трех лет ребенок полноценно и творчески играл в сюжетные игры, сейчас, в раннем детстве, мы должны помочь ему войти в мир игры, научить его игровым действиям и сделать игрушки живыми и настоящими. Не надо жалеть на это силы и время! Эти усилия не только избавят от дальнейшей необходимости занимать и забавлять малыша, но и сделают его детство радостным и счастливым. Хорошая игра-залог прекрасного настроения.

Публикации по теме:

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие игрового опыта ребенка раннего возраста через организацию дидактических игр с куклой
Опубликовано: 18 февраля 2021 в 08:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие игрового опыта ребенка раннего возраста через организацию дидактических игр с куклой» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Ботова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД