Рыжкова Олеся
Релаксационные игры как средство адаптации детей к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Релаксационные игры, как средство адаптации детей к ДОУ
В современном обществе ранний возраст ребенка является важным этапом его развития, в период которого закладываются основы личности, формируются первые социальные связи и адаптационные механизмы. Переход от домашней среды к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) представляет собой значимый этап в жизни ребенка, он сопровождается множеством изменений в его привычном укладе. Данный процесс требует особого внимания со стороны педагогов, родителей и специалистов, поскольку успешная адаптация влияет на дальнейшее развитие ребенка, его эмоциональное состояние и способность эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
Изучение и совершенствование процессов адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ является актуальной задачей современной педагогической науки и практики и способствует созданию благоприятных условий для гармоничного развития детей, формированию у них позитивного отношения к обучению и социальной среде, а также укреплению взаимодействия между семьей и образовательным учреждением.
Процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению включает в себя комплекс методов, направленных на облегчение перехода ребенка из домашней обстановки в новую социальную среду. Одним из условий успешной адаптации является создание комфортной и безопасной атмосферы, где ребенок чувствует себя защищенным и уверенным. Важную роль играет постепенное введение ребенка в коллектив (с коротких посещений группы вместе с родителями, чтобы дошкольник мог привыкнуть к новой обстановке и людям) [2; 3; 5].
Также эффективны индивидуальные подходы к каждому ребенку, учитывающие его темперамент, уровень развития и личные предпочтения. Воспитатели используют разнообразные игровые методики, направленные на установление контакта с детьми и снижение уровня стресса. Игры с водой, песком, красками помогают детям расслабиться и выразить свои эмоции через творчество [3].
Особое внимание заслуживает использование релаксационных игр, которые способствуют снижению уровня тревоги и напряжения у детей. Данные методы включают элементы массажа, дыхательные упражнения и спокойные музыкальные композиции. Например, игра «Волшебный мешочек», где ребенок на ощупь определяет предметы, помогает развивать тактильные ощущения и снимает напряжение. Игра «Подушка-облако», во время которой дети представляют себя легкими облаками, парящими в небе, способствует расслаблению мышц и улучшению настроения.
Представим подробнее примеры таких игр.
1. Игра «Облачка»
Цель: расслабление мышц, снятие напряжения, улучшение концентрации.
Ход игры: дети ложатся на коврик и представляют, что они легкие облачка, плывущие по небу. Воспитатель рассказывает историю про облака, использует мягкие, успокаивающие интонации. Можно включить тихую музыку или звуки природы (шум ветра, дождя).
2. Игра «Волшебный мешочек»
Цель: развитие сенсорного восприятия, уменьшение беспокойства через концентрацию на простых заданиях.
Описание: в небольшой мешок кладут разные мелкие предметы (игрушки, фрукты, камушки). Ребенок должен наощупь определить, что находится внутри, не заглядывая в мешок. Затем он называет предмет вслух.
3. Игра «Тихий ручеек»
Цель: создание чувства безопасности, обучение мягким взаимодействиям в группе.
Описание: Дети сидят в кругу и передают друг другу мягкую игрушку, шепча ей на ухо приятные слова («ручеек течет тихо-тихо»). Задача – передать игрушку медленно и аккуратно, не делать при этом резких движений.
4. Игра «Спокойствие, только спокойствие»
Цель: обучение самоконтролю, умение сосредоточенно сидеть, улучшать саморегуляцию.
Описание: детям предлагают представить, что они превращаются в разных животных или предметов (например, цветок, камень, птица, которые стоят неподвижно. Воспитатель говорит: «Будьте как. (название предмета)», а дети замирают на месте. Через некоторое время звучит команда «разморозились!»
5. Игра «Песочные часы»
Цель: снижение уровня возбуждения, развитие наблюдательности и терпения.
Описание: для этой игры используется прозрачная емкость с песком, который пересыпается сверху вниз. Детей просят внимательно наблюдать за процессом, стараясь оставаться спокойными и медленными.
6. Игра «Цветочная поляна»
Цель: Спокойствие, снижение уровня тревожности, улучшение воображения.
Описание: воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить, что они находятся на цветочной поляне. Он описывает природу вокруг, предлагая почувствовать запах цветов, услышать пение птиц. Можно использовать ароматерапию (легкий запах лаванды или ромашки).
7. Игра «Дождик капает»
Цель: улучшение координации движений, концентрация внимания, развитие слухового восприятия.
Описание: Дети встают в круг и по очереди имитируют звук капель дождя, постукивая пальцами по ладошке. Сначала капли редкие, потом учащаются, а затем снова замедляются до полной тишины.
8. Игра «Теплый ветерок»
Цель: Чувство заботы и безопасности, укрепление доверия к взрослым.
Описание: Дети садятся в круг, закрывают глаза и представляют, что теплый ветерок касается их лица. Воспитатель проводит рукой над лицом каждого ребенка, создавая легкое дуновение воздуха.
9. «Игра «Мыльные пузыри»
Цель: Успокаивание дыхания, снижение нервного напряжения, радость от наблюдения за полетом пузырей.
Описание: во время выдувания мыльных пузырей детям предлагается глубоко дышать, следуя ритму выдоха и вдоха. После нескольких выдохов они наблюдают, как пузыри летят вверх.
10. Игра «Радуга чувств»
Цель: Выражение эмоций, осознание своего состояния, возможность поделиться переживаниями.
Описание: Каждому цвету радуги соответствует определенное чувство (красный – гнев, синий – грусть, зеленый – спокойствие и т. д.). Дети выбирают карточки с цветами и рассказывают, какие чувства они сейчас испытывают.
Данные игры помогают детям раннего возраста легче адаптироваться к новым условиям детского сада, снижают уровень стресса и тревогу, улучшают взаимодействие с окружающими и повышают общую эмоциональную устойчивость.
Чтобы занятия имели наибольшую эффективность важно следовать ряду рекомендаций:
1. Важно создавать комфортную обстановку:
- убедитесь, что помещение хорошо проветриваемое, светлое и уютное. Используйте мягкий коврик или подушки для удобства детей;
- создайте спокойную атмосферу: приглушенный свет, тихие мелодии или звуки природы помогут снизить уровень стресса.
2. Следует использовать визуальные и тактильные материалы:
- подбирайте игрушки и предметы, которые вызывают интерес у детей. Мягкие ткани, разноцветные ленты, фигурки животных или природные объекты являются отличными помощниками в играх;
- используйте предметы, которые можно трогать, мять, сжимать, чтобы стимулировать сенсорное восприятие и успокоить нервную систему.
3. Говорите мягко и спокойно:
- голос должен быть спокойным и дружелюбным. Избегайте резких команд и критических замечаний. Говорите медленно и внятно, чтобы ребенок успевал воспринимать информацию;
- повторяйте инструкции несколько раз, если это необходимо, чтобы убедиться, что ребенок понял задание.
4. Используйте интерактивность и вовлеченность:
- привлекайте детей к активному участию в игре. Пусть они сами выбирают, какой предмет взять, куда пойти или какое движение сделать, что повысит их мотивацию и поможет почувствовать контроль над ситуацией.
- поощряйте совместные действия, чтобы укрепить чувство принадлежности к группе и развить доверие к сверстникам.
5. Следует идти по принципу «от простого к сложному»:
- выберите игры, которые требуют минимальных усилий и не перегружают ребенка информацией. Постепенно усложняйте задания, учитывайте индивидуальные способности и интересы каждого ребенка.
- дайте достаточно времени на выполнение заданий, не торопите детей. Позвольте им насладиться процессом и почувствовать себя уверенно.
6. Заканчивайте игру плавно:
- завершайте занятие на положительной ноте. Похвалите детей за участие и усилия, подчеркнув, что каждый сделал важное дело;
- предложите перейти к другому занятию или ритуалу, который знаком ребенку и вызывает положительные ассоциации (например, чтение книги или перекус).
7. Следуйте принципам системности и регулярности:
- регулярно проводите релаксационные игры, чтобы они стали частью повседневной жизни ребенка. Постоянство помогает формировать привычки и снижает уровень тревожности;
- вносите разнообразие в игры, добавляя новые элементы или меняя декорации, чтобы поддерживать интерес детей [3].
Итак, релаксационные игры создают атмосферу доверия и безопасности, что крайне важно для ребенка, находящегося в состоянии стресса. Они помогают ему адаптироваться к новому окружению, развивать уверенность в себе и способность справляться с трудностями. Таким образом, интеграция релаксационных игр в повседневную практику ДОУ значительно улучшает качество адаптации детей раннего возраста и способствует их гармоничному развитию.
Список литературы:
1. Власевская, Н. А. Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольным образовательным учреждениям / Н. А. Власевская, М. И. Дедюкина // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2017. – № Т25. – С. 311–313.
2. Гильманова, Л. А. Сказкотерапия как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ / Л. А. Гильманова // ТРАДИЦИОННАЯ и ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Тюмень, 14 марта 2020 года. – Тюмень: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2020. – С. 111-113.
3. Иванова, А. Н. Использование нетрадиционных методов в работе по адаптации детей раннего возраста в ДОУ / А. Н. Иванова, Е. В. Николаев // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-2. – С. 189-191.
4. Шахмалова, И. Ж. Особенности психолого-педагогической адаптации детей раннего возраста к ДОУ / И. Ж. Шахмалова // Современное педагогическое образование. – 2024. – № 5. – С. 113-116.