Антонина Пахомова
Развитие художественного воображения у учащихся в процессе изготовления изделий из фоамирана
▼ Скачать + Заказать документы
Пахомова А. А
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ
В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ФОАМИРАНА
Северо-Восточный едеральный университет имени. М. К. Аммосова, Якутск, Россия
Аннотация Проблема развития творческих способностей учащихся в наше время является одной из актуальных в общей педагогике и, в частности, в технологическом образовании. В большинстве случаев в педагогических работах, посвященных творческому развитию учащихся, авторы уделяют особое внимание воображению, без которого творческий процесс является неосуществимым. В статье представлена программа кружка по изготовлению изделий из фоамирана, направленной на развитие художественного воображения у детей
Публикация «Развитие художественного воображения у учащихся в процессе изготовления изделий из фоамирана» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Фоамиран. Поделки из фоамирана
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ключевые слова:
Художественное воображение определяется в словаре А. А. Беляева «Эстетика» как способность сознания синтезировать и творчески преобразовывать восприятия и представления, создавать образы и модели бытия в соответствии с принципами художественного духовно- практического освоения мира. Специфика художественного воображения обусловлена характером творческой деятельности в искусстве, цель которой создание художественной реальности, представляющей единство художественной правды и условности. По своей природе художественное воображение – конструктивно- созидательно отличается способностью соединять многообразное, удерживать в представлении целое. Действие механизма художественного воображения проявляется в обобщении, продуцировании и выражении художественных идей, образотворчестве.
Развитие воображения ребенка, считает В. С. Мухина, является целесообразным путем, который приводит к освоению им окружающего мира и выходу за пределы небольшого личного опыта. Художественное воображение, развитое посредством искусства, способствует освоению ребенком мира с определенного уровня человеческой культуры. Развитие художественного воображения рядом авторов связывается чаще всего с определенной художественной деятельностью – созданием творческого продукта, тогда как процесс воссоздания смысла художественных произведений при их восприятии, в котором художественное воображение является необходимым компонентом, авторами часто не принимается во внимание. К развитию художественного воображения у детей большое значение имеют занятия_декоративно-прикладным_творчеством.
На занятиях по декоративно-прикладному творчеству надо использовать новые материалы, технологии. Одним из таких является фоамиран. Работать с этим материалом очень легко, и можно изготавливать почти все что угодно. Сейчас очень модно украшать одежду, прическу декоративными цветами. Для этого не обязательно проводить долгие часы в хождении по магазинам и рынкам, в надежде отыскать что-то подходящее. Гораздо приятнее провести эти часы дома в спокойной и уютной атмосфере за изготовлением замечательных декоративных цветов. Ведь предметы, сделанные своими руками, всегда восхитительны! Так как каждый «мастер» вкладывает свою фантазию, творчество и, конечно же, частичку своей души. Исходя из этого, мне пришла идея украсить заколки цветами из фоамирана.
Фоамиран или как его просто называют мастера, фом (вспененная резина, пластичная замша) - уникальный по своим свойствам материал, предназначенный для изготовления искусственных цветов. По своей структуре, фом напоминает губчатый лист, а производят его в Иране. Эластичность и прочность фома обусловлены тем, что в его состав входят этилен и винилацетат. Чтобы придать лепестку схожесть с натуральным, мастера чуть растягивают фом (до 10%, при необходимости даже создавая волнистость края. Очень приятный в работе, этот материал просто идеально подходит и для детского творчества. Для производства пенной массы, из которой потом и получаются губчатые листы фоамирана, применяется специальное автоматическое оборудование. В продажу фом поступает в рулонах, подобных рулонам креповой бумаги. Ассортимент приводит в восторг разнообразием всевозможных цветов и оттенков. Глядя на это великолепие, поражаешься богатству цветовой гаммы, позволяющей создавать просто фантастические изделия. Нужно отметить, что даже с течением времени цвет материала остается таким же насыщенным, каким был изначально Что касается создания искусственных цветов, то фоамиран открывает мастерам массу возможностей. Если сравнивать пенные листы с обычной бумагой, последняя, явно уступает в своих качествах. Начнем с того, что фом намного прочнее и, вместе с тем, приятный и мягкий на ощупь, отлично держит форму и совершенно не боится воды. Даже если цветы из фома запачкались, их можно постирать, не боясь, что они будут испорчены. Розы, астры, лилии и даже орхидеи – в умелых руках обычные рулончики фома превращаются в изысканные цветы. Во время создания цветов из фома потребуются лишь клей и проволока. Фом прекрасно сочетается с различными материалами, что позволяет создавать просто волшебные композиции. Техника работы с фомом проста и не требует особых познаний. Главное, что должно быть у мастера – это фантазия и нужный материал, а навыки можно получить в ходе работы.
Программа кружка “Волшебный фоамиран”
В наши дни есть множество видов рукоделия,хобби. Люди делают своими руками все что угодно. Самыми актуальными из них украшения,игрушки, одежда. Из древних времен женщины носят разные украшения: заколки, серьги, кольца и. т. д. Исходя из этого в наем кружке будем делать украшения. А не просто украшения, а украшения со цветочками или новогодние из фоамирана. Мы все прекрасно знаем, что цветы это самое красивое, нежное, связанное с прекрасной половиной человечества. Фоамиран — достаточно новый и уже завоевавший сердца рукодельниц декоративный материал. Общепринятое название «фоамиран» происходит от названия иранской компании-производителя Foam Iran Company, лидера по его производству ( другие названия этого материала: фоам, фом, фом эва, резиновая бумага). В переводе с английского foam — пена. По сути, это вспененная резина разной толщины и пористости, по своим тактильным ощущениям похожая на замшу. Отсюда еще одно название фоамирана — пластичная замша. Основываясь на программы по изобразительному исскуству, мы разработали свою программу кружка. Необходимо отметить, что программ дополнительного образования по обучению детей изготовлению изделий из фоамирана мы не нашли, это мы можем обьяснить тем что этот материал новый и изделия из него ранее не изготовлялись.
Цель программы:
Обучать учащихся различным техникам обработки фоамирана и сделать из этого материала цветы и украсить ими украшения.
Задачи:
• Способствовать формированию у детей умений и навыков по созданию красивых изделий, развить творческие способности.
• Познакомить с правилами техники
Программа ориентирована на воспитанников с 5 по 10 классы. Приобретённые на занятиях знания и навыки помогут ученикам в повседневной жизни. Формы и методы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Программа кружка рассчитана на тех, кто делает первые шаги в рукоделии и хочет заняться творчеством. Занятия в кружке позволят развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего труда.
Теоретическая часть программы включает в себя сведения о материале, способов обработки и техники безопасности.
Практическая часть программы предполагает создание из фоамирана цветочков различными способами обработки и украшать ими готовые изделия.
Реализация программы будет осуществляться через различные формы занятий:
• Беседа
• презентация
• практикум
Срок реализации программы – 1 год.
Ожидаемые результаты
Знать (теория)
Уметь (практика)
Правила техники безопасности при обработке фоамирана утюгом. При пользовании горячим клеем, ножницами.
Соблюдать правила техники безопасности
Способы механической и тепловой обработки фоамирана
Выполнять основные приёмы механической и тепловой обработки фоамирана
Тематический план
№
Тема урока
Количество часов
1
Вводное занятие. Техника безопасности.
2
2
Знакомство с материалом. Виды фоамирана. Виды обработки.
2
3
Разработка эскизов.
2
4
Заготовка шаблонов.
2
5
Заготовка деталей используя шаблоны.
2
6
Тепловая обработка лепестков, листьев утюгом. Заготовка украшений.
4
7
Сборка цветов.
4
8
Сборка изделий. Оценка.
2
9
Разработка новогодних эскизов.
2
10
Заготовка шаблонов. Вырезание деталей.
2
11
Обработка. Сборка. Заготовка украшений.
4
12
Окончательная сборка новогодних изделий. Оценка
2
13
Разработка эскизов на 8 марта.
2
14
Заготовка шаблонов. Вырезание деталей.
2
15
Тепловая обработка. Сборка цветов.
6
16
Сборка изделия. Оценка
2
17
Разработка эскизов.
2
18
Заготовка шаблонов.
2
19
Заготовка деталей используя шаблоны.
2
20
Тепловая обработка лепестков, листьев утюгом. Заготовка украшений.
2
21
Сборка цветов.
4
22
Сборка изделий. Оценка.
4
23
Разработка эскизов на тему ысыах.
2
24
Заготовка шаблонов. Вырезание деталей.
2
25
Тепловая обработка. Сборка.
6
26
Окончательная сборка изделий. Оценка
4
27
Итого:
72
Использованная литература
1. ЭСТЕТИКА: Словарь/Под общ. Ред. А. А. Беляева и др. -М. : Политиздат, 1989. -447 с.
2. Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М., 2001.