Виктория Волгина
Конспект логоритмического занятия по мотивам сказки «Каша из топора» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по логоритмике для детей группы старшего дошкольного возраста комбинированной направленности для детей с ТНР
по мотивам русской народной сказки «Каша из топора»
Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление умений детей различать разный характер музыки и передавать его в движении и песне;
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Логоритмика. Логопедическая ритмика
- Старшая группа
- ТНР, заикание. Конспекты
- «Каша из топора», сказка
- Темочки
- закрепление знаний по лексическим темам «Армия», «Продукты питания»;
- обучение умению подражать и перевоплощаться;
- упражнять в проговаривании чистоговорок (звуки К-Кь-Х)
Коррекционно-развивающие:
- развитие тормозных установок, координации, плавности движения;
- развитие зрительно-пространственных ориентировок;
- развитие речевого дыхания;
- развитие просодических компонентов речи, движения и музыки;
- развитие звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха.
Коррекционно-воспитательные:
- развитие воображения, творческой активности и инициативы;
- воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.
Оборудование: костюмы солдата, хозяйки, сказочницы, кастрюля, ложки, колпаки поварят, барабан, мяч, клавесы, маракасы.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Развитие зрительной ориентировки. Развитие мелодичного и ритмического слуха.
Логопед (Сказочница): Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся. Называйте свои имена и хлопайте в ладоши.
Дети. Да-ша. (Произнося каждый слог, один раз хлопают в ладоши)
Ма-шень-ка. (Хлопки в ладоши.)
Логопед: Сказок много есть на свете. Сказки очень любят дети.
Про царевну и царицу, про прекрасную Жар птицу.
Любят слушать ребятишки про лисичку и зайчишку
Ребята, а хотите отправиться в сказку?
Дети: Да!
МР: Я предлагаю вам поехать в сказку на волшебных лошадках.
Исполняется музыкально-ритмическая композиция «Лошадки», муз. Л. Банниковой. Конспекты музыкальных занятий «Праздник каждый день».
МР: Раз, два, три — в сказку приехали мы.
Попевка «Труба» Е. Тиличеевой (минус)
Вдалеке труба поет:
Та-ра, та-ра! Дети показывают рукой высоту звука.
Нас в поход она зовет:
Та-ра, та-ра! То же действие.
Под марш выходит солдат.
МР: Война закончилась. Возвращается солдат на Родину. А солдат этот был не кавалеристом, ни танкистом, а военным барабанщиком. Шагает он по дороге, а барабан ему помогает.
Упражнение на внимание
Дети маршируют по кругу за солдатом. На удар барабана поворачиваются на 360 градусов и шагают в обратном направлении.
Логопед: Притомился барабанщик, присел на полянке под деревом отдохнуть. Сидит и радуется, что домой идет. (Дети присаживаются на ковер)
Чистоговорка Х-К-Кь.
Хот-хот-хот - вот и кончился поход.
Ка-ка-ка – путь-дорожка далека.
Ки-ки-ки –отдохну я у реки.
Ке-ке-ке – поймаю рыбку я в реке.
Ха-ха-ха – будет вкусная уха. Дети хлопают в ладоши
Ударяют ладонями по коленям.
Скользящие движения ладонями друг о друга
Складывают ладони вместе, «рыбка»
Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой по кругу, «варят»
Логопед: Вдруг на поляну выскочил заяц. Он убегал от лисы.
Игра «Заяц и лиса» (М. Картушиной)


Логопед: Видит солдат, что не уйти зайцу от лисы. Взял он свой барабан, да как заиграет на нем. Испугалась лиса и убежала. А заяц присел и от страха пошевелиться не может.
Речевое упражнение «Барабан» (движения по тексту)
Барабанщик очень занят-
Д-д, д-д-д.
Барабанщик барабанит:
Д-д, д-д-д.
Бей, руками помогай:
Д-д, д-д-д.
Ритм ногами отбивай:
Д-д, д-д-д.
Учись играть на барабане:
Д-д, д-д-д.
Твой язык послушным станет:
Д-д, д-д-д.
Язык кверху поднимайся:
Д-д, д-д-д.
Смотри –с ритма не сбивайся:
Д-д, д-д-д.

МР: Солдат показал зайцу свой барабан и даже дал по нему лапами постучать. Заяц сразу побежал рассказывать своему другу ежу о том, как лиса барабанного боя испугалась. А тут по небу самолет пролетел. Заяц испугался и спрятался в кусты. Над лисой потешался, а сам струсил.
Музыкальная игра «Самолеты летят, самолеты» (на ускорение)

Логопед: На побывку шёл солдат,
Сильно притомился.
Он не ел два дня подряд,
Чуть не заблудился.
Но, добравшись до села,
Увидал избушку,
Стукнул в крайнее окно,
Подозвал старушку.
Попросился он к ней переночевать.
Входит бабушка-хозяйка. Дети жестами и мимикой «озвучивают текст» (пантомима)
Солдат: (кланяется, дети повторяют).
Здравствуй, бабушка-хозяюшка,
Нельзя ли у тебя заночевать?

Хозяйка: Заходи, служивый, ладно,
Приготовлю я кровать.
Солдат: А ещё хочу, хозяйка,
Нынче я тебя спросить:
- Не найдётся ли солдату
Что-нибудь перекусить?
Хозяйка: Я сама не ела с вечера,
Потому что кушать нечего.
Логопед: Пустить-то солдата она пустила, а покормить его не хочет, жалко ей. Понял Солдат, что жадная хозяйка и решил ее перехитрить.
Подошёл солдат к кровати,
Поглядел по сторонам,
Заглянул в углу под лавку
И топор заметил там.
(Солдат достает топор)
Упражнение «Топор». Регуляция мышечного тонуса.
Дети с напряжением поднимают руки, сложенные в «замочек», над головой, а потом опускают вниз, проговаривают «Ух!» и расслабленно качают руками внизу.
Солдат: А хочешь, хозяйка, солдатскую кашу из топора попробовать?
Логопед: Удивилась хозяйка.
Дети изображают удивление мимикой: раскрыли рот, брови приподняли.
Хозяйка: А разве можно кашу из топора сварить?
Солдат: Еще как можно.
Мне помощник пригодится.
Бабка, принеси водицы.
Побыстрей котёл тащи!
(Хозяйка приносит котелок, солдат кладет топор)
В котелок кладем топор,
Заливаем до сих пор.
А теперь поставим в печку
Да и подождем малечко.
Солдат ставит горшок в печь и садится на лавку.
Хозяйка: (нетерпеливо)
Долго ждать-то?
Солдат: Не спеши.
Я спою, а ты спляши.
Хозяйка: (с ностальгией)
Эх, была я молода,
Вот плясала я тогда,
А теперь ни встать – ни сесть.
Солдат: Спляшешь, будем кашу есть.
Танец с поварешками «Варись, варись, кашка»


Солдат хлопает в ладоши, помешивает кашу ложкой и пробует.
Хозяйка: Вкусно?
Солдат: Очень! Без крупы не выйдет каша. Даст крупу хозяйка наша?
Хозяйка: А какая тебе нужна крупа, солдат?
Логопед: Нам сейчас дети подскажут, какая нужна крупа для каши.
Развитие грамматического строя речи. Игра с мячом: «Какая?»
Дети стоят в кругу. Логопед бросает им мяч и спрашивает: «Какая нужна крупа для каши?». Дети ловят мяч и отвечают: из гречи - гречневая. Рисовая. Пшеничная. Пшенная. Овсяная. Перловая. Манная.

Хозяйка: Вот тебе, солдат, манка.
Муз. рук-ль раздает детям маракасы.
Игра «Манка».
Развитие чувства ритмического рисунка, развитие способности выразить ритм в общей и мелкой моторике. Дети поют и одновременно в такт музыки трясут маракасами.
Манка, манка, молоко,
Манка, манка, сахарок,
Манка, манка, маслице,
Манка, манка, соль.

Хозяйка: Вот, солдат, горшочек с маслом,
Сколько нужно, добавляй.
Воспитание мягкой атаки голоса, слитности слов в предложении, развитие глубокого вдоха.
Логопед (делает глубокий вдох и говорит). Вкусно пахнет каша. (Дети повторяют.)
Логопед: Очень вкусно пахнет каша. (Дети повторяют.)
Логопед: Очень вкусно пахнет каша из топора. (Дети повторяют.)
Солдат: Всё! Уже готова каша.
Чашку с ложкой доставай. А где же ложка?
Хозяйка: Вот самая большая и красивая ложка.
Танец мальчиков с ложками «Ложки-поварешки»


Логопед: Идет солдат дальше сытый и довольный, напевает себе под нос песенку.
Пальчиковая гимнастика «Аты-баты»
Аты — баты, аты — баты!
На парад идут солдаты.
поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
За ними-радисты,
Следом парашютисты.
А потом пехота
– Рота за ротой.
Загибают поочередно пальцы на руках.
Аты — баты, аты — баты! на войну идут солдаты.
поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки
Знамя красное несут,
Руки поднять вверх, пальцы выпрямить, прижать друг к другу, затем согнуть руки в локтях (знамя).
Пушки грозные везут
Кулаки. Выпрямленные указательные пальцы изображают стволы пушек.

МР: Не зря солдат весел: солдатская смекалка всегда его выручает – и в бою, и на привале. Ребята, за какие качества люди уважают русского солдата? (За храбрость, смелость, отвагу, выдержку, ум, смекалку).
Логопед: Вот и сказке конец. Пора нам с вами из сказки домой возвращаться.
Рефлексия
Логопед: Ребята, вы запомнили название сказки, в какой мы побывали?
Дети: «Каша из топора».
Логопед: Какая была хозяйка?
Дети: Хозяйка была жадная, скупая, алчная.
Логопед: А Солдат?
Дети: Солдат был сметливый, находчивый, смышленый, догадливый, сообразительный, понятливый.
Логопед: Из чего солдат кашу сварил?
Дети: Из манки, воды, соли.
Логопед: Чему нас учит сказка? (ответы детей)
• Сказка учит не отчаиваться в трудных ситуациях, а искать выход, проявляя смекалку.
• Учит не быть жадными.
• Учит гостеприимству.
Пословицы к произведению:
• Иногда не нужен учёный, а нужен смышлёный.
• Скупой платит дважды.
• Жадность всякому горю начало.
• Глупый киснет, а умный всё промыслит.
• Жадность покою лютый враг.
Викторина по сказке:
1. Куда шел старый солдат? (на побывку, на прогулку, на войну)
2. Кто отворил дверь солдату, когда он постучал в избушку? (пригожая девушка, маленький мальчик, старуха)
3. Что попросил солдат у хозяйки? (Переночевать, перекусить, указать ему дорогу)
4. Что приметил солдат под лавкой? (Большой котел, топор, кошку)
5. Где оказался топор после необычного предложения солдата? (На скамейке, на печке, в котле)
6. Чем заправили варево из топора? (Мясом и маслом; щепками и трухой; солью, крупой и маслом)
7. Что еще попросил солдат, когда каша была готова? (Хлеба, сыграть на гармошке, сладкого меда)
8. Что ответил солдат на вопрос старухи «Когда ж топор будем есть?» (Что он не уварился; что он пошутил; что топор украли)
9. Что случилось с топором в конце сказки? (Солдат забрал его с собой «доваривать»; солдат отдал его старухе на съедение; солдат выбросил топор)
10. Чему учит сказка «Каша из топора»? (Жадность и глупость идут рука об руку; Любовь побеждает любое зло; у страха глаза велики)