МААМ-картинки

Развитие фонематического слуха у дошколят

Ирина Шкурко
Развитие фонематического слуха у дошколят
▼ Скачать +Заказ

Развитие фонематического слуха у дошколят.

Современные родители дошкольников озадачены множеством вопросов: как подготовить детей к школе, что и когда начинать развивать, на что обратить внимание, когда следует обратиться к специалистам, а что возможно решить своими силами? Понимая озабоченность родителей этими вопросами, постараюсь ответить в этой статье.

Публикация «Развитие фонематического слуха у дошколят» размещена в разделах

В возрасте 3-4 лет малышей диагностируют логопеды. Для каждого возраста деток, есть свои возрастные нормы. Что-то еще из того, что ребенок не произносит, можно оставить на год, поскольку именно в этот год происходит совершенствование тех или иных звуков. И они сами начнут произноситься, поскольку ребенок взрослея, тренирует свой речевой аппарат, а также развивается с самого рождения физиологический слух. Правильность речи напрямую зависит от того, с чутким ли слухом родились ваши сын или дочка. Но есть проблемы, которые сами не решатся. Вовремя прислушаться к совету логопеда о переходе в логопедический садик - это самая лучшая помощь для ребенка с речевыми нарушениями. Со сложной программой в школе успешно могут справиться школьники, чья речь не имеет таких нарушений. Исправить имеющиеся проблемы эффективно помогают специалисты логопедических садов. Программа и режимные моменты максимально решают логопедические проблемы ребенка до школы. В 1 класс вчерашний дошкольник пойдет на достаточно развитом уровне речевого развития и не будет испытывать сложности.

Откуда берутся эти речевые нарушения?

Тому много причин. Ухудшении экологической обстановки. Гиперактивность многих детей не позволяет им полностью воспринимать речь из-за чрезмерной активности и отвлечения посторонними вещами. Осложнения в течении беременности и вынашивании, также сказываются на увеличении числа речевых нарушений. Пищевые аллергии, как их следствие недостаток витаминов, минеральных веществ, ведет к ослаблению способностей анализировать и запоминать информацию. Это основные факторы возникновения речевых нарушений у детей.

Что же может помочь в развитии умения хорошо говорить?

Первый в этом списке – физиологический слух. Это способность органом слуха воспринимать звуки.. С первых лет жизни ребенка, он концентрируется на простых звуках, которые издают окружающие предметы: шелест бумаги, скрип двери, тиканье часов, звонок колокольчика, звуки природы, шум транспорта, музыка и другие. Изучив окружающий мир, он переходит к звукам, исходящим от человека - к его речи. Ребенок учится различать голоса своих родителей, бабушек и дедушек, а также свой голос. К этому списку можно добавить звуки животных - лай собаки, мяуканье кошки, писк мыши. Немаловажную роль играет воспроизведение данных звуков взрослым и имитация их ребенком. Следующий этап - развитие фонематического слуха, лучшей формой для которого, является игра, основывается на узнавании целых слов. Фонематический слух - это способность различать фонемы, отдельные звуки родной речи, он даёт возможность анализировать услышанную речь, узнавать ранее услышанные звуки и слова, повторяя их и запоминая. При нарушении данной способности в речи ребёнка наблюдается замена одних звуков на другие, изменение их местоположения в словах, пропуск согласных и гласных фонем в словах, слабая дифференциация схожих фонем. Вследствие этого понять то, что говорит ребёнок, становится проблематично. В дальнейшем, нарушение фонематического слуха ведет к орфографическим ошибкам при письме, наиболее частые из которых - удвоение согласных, оглушение их в конце слова, а также проблема в определении ударения в слове.

Что же мы, взрослые, можем сделать?

Присмотритесь к своим детям, оцените на сколько решается сегодня потребность детей в спокойном и заинтересованном общении в кругу семьи? Хватает ли у ребенка времени наслушаться вашей речью? Что им интересно делать, как много они играют в игрушки руками (и это не гаджеты? Сколько времени вы вместе занимаетесь общей деятельностью? Сколько книг вашим голосом услышал ребенок? Психологи и логопеды видят проблему в уменьшении всего перечисленного. Да современная жизнь вышла на новый уровень скорости, и у всех не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать. С целью «все успеть» сокращается время на развитие речевого аппарата, физиологического и фонематического слуха у детей. В силах ближайшего окружения уделять важное внимание развитию детской речи. Следует постоянно разговаривать с ребенком, читать сказки, произведения устного народного творчества. Важна выразительность и четкость в произношении. В этом случае не следует заменять слова на их уменьшительно-ласкательные формы. Фонемы должны звучать в их первоначальном виде. Дети запоминают с раннего возраста правильные интонации, что в дальнейшем помогает формированию фонематического слуха и грамотной речи. Улучшению фонематического слуха способствует комплексное развитие и других сенсорных систем ребенка. Большую роль играет мелкая моторика. Зачастую дети выбирают 1-2 любимые игры на мелкую моторику. Что также создает у ребенка односложные движения рук. Интересные конструкторы лего также не отрабатывают многообразия движения рук, хоть и очень нравятся детям. Заинтересованная деятельность родителей в своих хобби, с наибольшей вероятностью развивает неподдельный интерес у ребенка. Он начинает интересоваться этой деятельностью, включается в нее, как следствие получает уникальный багаж умений, эмоций для своего возраста. Педагоги рекомендуют активно включать ребенка во всю домашнюю деятельность, создавая тем самым самостоятельность, ответственность, развитие мелкой моторики и обогащение словаря ребенка. Создается причинно-следственных связи у ребенка об окружающем их мире. Многие родители отмечают огромный скачок в развитии речи детей после их общения со старшим поколением, дедушками и бабушками. Они с огромным вниманием относится к сказанному ребенком, при этом речь спокойная, правильная, эмоционально окрашенная. Это тот самый необходимый, комфортный режим развития речи. Не стоит забывать игры с игрушками: это игры с кубиками, конструктором, пальчиковым кукольным театром, игра в лабиринты, пуговицы- оказывают положительный эффект на концентрацию внимания ребенка, что способствует повышению восприятия и переработки ребенком информации извне.

Многие родители пользуются большим количество различных методик, доступных в сети, основанных на играх и специальных упражнениях, помогающим развивать фонематический слух у ребёнка. Вот некоторые из них. Они не требуют от родителей специальной подготовки, ими можно воспользоваться в дороге. Эти игры нравятся детям. Уверена, во многие игры играли, и вы со своими родителями в детстве.

Игры для обострения внимания ребенка к фонемам.

1. «Поймай нужный звук хлопком»

Ребенок акцентирует свое внимание на определенном звуке. Если какое-то слово из предложенных взрослым содержит данный звук, задача ребенка- хлопнуть в ладоши.

Например:

Картофель, пароход, ложКа, молоКо, солнце.

рыБа, щетка, БаБушка, помощь, Будильник, арБуз.

Молоко, конфета, Море, цветок, соМ.

2. «Определить место звука в слове»

Суть игры заключается в выборе 1 проблемного звука, на который необходимо обратить внимание. Далее ребенку предлагается перечень слов, содержащих данный звук в различных частях слова- в начале, в середине и в конце. Задача ребенка- определить местоположение звука в слове.

К примеру:

Звук К- картофель, коробка, морковь, свёкла, носок, сапог.

Звук Ш- шалаш, шапка, шум, кошка, душ.

Звук П- полотенце, пол, лапка, репка, стоп.

Звук Р- роза, ромашка, пароход, пар, строитель.

Звук Л- ложка, луна, палка, салки, стул.

3. «Придумать слова на заданный звук»

Название игры полностью отражает ее суть. Ребенку даются звуки, с которых должны начинаться придуманные им слова:

А- арбуз, абрикос.

Б- бабочка, барбарис.

О- обруч, окно.

М- мыло, мир.

У- улитка, улыбка.

С- солнце, собака.

Р- рыба, ракушка.

4. «Угадай слово»

Задача взрослого произносить звуки загаданного слова с паузами между буквами. Ребенок должен догадаться, какое слово имеется в виду. Вначале даются простые слова, состоящие из 1-2 слогов, по мере усложнения игры- увеличивается количество слогов, а скорость воспроизведения слов- уменьшается.

Суп: с-у-п

Море: м-о-р-е

Гитара: г-и-т-а-р-а

Собака: с-о-б-а-к-а

Погода: п-о-г-о-д-а

Снегопад: с-н-е-г-о-п-а-д

5. «Вопросы и ответы»

Игра проводится с использованием мяча. Взрослый кидает ребенку мяч, задавая при этом вопрос. Ответ ребенка должен начинаться с буквы, заявленной ранее.

Например:

-Как тебя зовут?

-Рита.

-Какая у тебя фамилия?

-Романова.

-Какой твой любимый цвет?

-Розовый.

-Какой твой любимый цветок?

-Роза.

-В какой стране ты родилась?

-Россия.

-Какой твой любимый мультик?

-«Русалочка».

6. «Города»

Всем известная игра также может помочь в устранении речевых дефектов. Ребенок будет акцентировать свое внимание на начале и конце слова, что впоследствии поможет избежать сочленения слов в предложении, замены окончаний или же, наоборот, первых букв слова на неверные.

Арбуз-зуб-бант-тарелка-абрикос-солдат-трон-нос

7. «Ошибки»

Игра, которая является одной из самых веселых и увлекательных по мнению детей. Взрослый назначает конкретное слово или показывает изображение этого предмета. Затем произносит загаданное слово то правильно, то нет. Задача ребенка хлопать при правильном произношении этого слова.

К примеру:

Груша-круша-граша-гража-гроша

Кошка-гошка-кашка-кочка-кушка

Вагон- багон-вагос-вугон-вагор

Бумага- вумага-бамага-бунага-бумака

Листок- мисток-лусток-лиспок-листон

Для достижения желаемого результата необходимо внимание к речи ребенка, комплексный подход и регулярность, а также мнение логопеда. Оставайтесь внимательными к ребенку и его речи!

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Занятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группе Цель: - Уточнение произношения [И] в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие и речевое дыхание; Оборудование: Игра «Чудесная.

Занятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группе Цель: -Закрепить у детей правильное произношение звука [ Ш ]. -Развивать фонематический слух -Упражнять в образовании глаголов при помощи.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Автор публикации:
Развитие фонематического слуха у дошколят
Опубликовано: 21 октября 2021 в 23:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематического слуха у дошколят» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шкурко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД