Ольга Лапина
Конспект подгруппового занятия в старшей группе на тему «Автоматизация звука [ш]» по мотивам сказки «Маша и медведь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия в старшей группе.
Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»).
Цель: закреплять навык произнесения звука [Ш] в словах, предложениях.
Коррекционно-образовательные:
- Учить характеризовать звуки по артикуляционным и акустическим признакам.
- Закреплять четкое произношение звука [Ш] в словах, предложениях.
- Закреплять навык согласования количественных числительных с существительными.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематические процессы: восприятие, анализ при выделении звуков из слов; элементы мыслительных операций: анализ, синтез при анализе слов и составлении словосочетаний из отдельных слов. Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать интерес к занятию через использование разных видов образовательных технологий.
Оборудование: мяч, схемы для сравнения звуков; семена арбуза; зеркала; экран, проектор, ноутбук; конверты с карточками для подгрупповой работы; карточки для индивидуальной работы; карточка с темой занятия; карточка с критериями оценки; карточка с опорными словами.
Ход занятия.
1. Вводная часть
- Здравствуйте ребята! Проверьте готовность к занятию у себя и своего соседа! Все готовы? Хорошо!
1. Игра в мяч (развитие фонематического восприятия и анализа)
- Сейчас поиграем в мячик. Я каждому из вас буду кидать мяч, и называть слово. Вы должны, назвать, с каких звуков начинается каждое слово.
- Шапка, папка; шубка; шлем, шарф;
- С какого звука начинается большее количество слов? (Ш)
- Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего занятия? (звук [Ш]. (тема, вывешивается на доску)
- Как вы считаете, каких целей мы сегодня должны добиться? (научиться…; сравнить …; повторить)
2. Основная часть.
На экране Маша и медведь.
- Ребята, догадались, какая сказка у нас сегодня в гостях? (Машенька и Миша).
- Ребята, послушайте в словах Маш-ш-шенька, Миш-ш-ша, какой общий звук? (Ш).
- Звук Ш какой? (согласный, всегда твердый, глухой). Будем
правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука ш губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная струя – теплая.
- Садитесь поудобнее, расскажем эту сказку вместе.
«В одной деревушке, в бревенчатой избушке, у дедушки и бабушки жила-была внучка – Машенька…» (На экране избушка и Машенька)
3. Артикуляционная гимнастика.
Утром Машенька проснулась и улыбнулась. «Улыбка»
Поиграла на трубочке, затем опять улыбнулась. «Трубочка»
Взяла ложечку. «Лопаточка»
Взяла чашечку. «Чашечка»
И достала вкусное варенье. «Вкусное варенье»
И стала кушать вкусные блинчики. «Блинчик»
А потом играла в мяч. «Катание шарика»
- Как- то раз пошла Машенька в лес за ягодами… (На экране Машенька и елочка)
- А в лесу ветер поднялся. Как шумят деревья в лесу? (Ш-ш-ш)
- Произнесите звук Ш четко и длительно: ш-ш-ш
Утих ветер в лесу, и стала Маша песенки петь и с вами вместе пропоём.
4. Логопедическая распевка.
Ша! Ша! – Ша! Ша! Ша! – как же Маша хороша!
Шу! Шу! – Шу! Шу! Шу! – на прогулку я спешу.
Ши! Ши! – Ши! Ши! Ши! – эти шишки, так смешны.
Шо! Шо! – Шо! Шо! Шо! - и в лесу мне хорошо!
5. Развитие фонематического слуха: слуховая разминка.
Логопед держит в руках шишку и индивидуально спрашивает
каждого ребенка.
Не похожи на иголки,
А упали тоже с ёлки.
Это фыфки?
Это сыски?
Это фышки?
Это хышки?
Это хыски?
-Правильно, это шишки.
6. Дидактическая игра «Собери шишки в мешок».
Цель: Формировать и развивать навык согласования количественных числительных с существительными.
Помогите Маше собрать шишки в мешки.
В лесу ягод видимо – невидимо. Чтобы помочь Маше собрать ягоды, разомнем наши пальчики.
7. Пальчиковая гимнастика «Ягодки»
8. Дидактическая игра «Собери ягоды», «Прохлопай слоги»
Цель: Закрепить умение делить слова на слоги, определять последовательность звучания слогов в слове.
- Ребята, мы попали на ягодную поляну. Давайте пройдем на нее и поможем Маше собрать ягоды.
На полу лежат ягоды, с обратной стороны картинка. Ребенок, поднимая ягоду, называет картинку, прохлопывая слово по слогам.
- На ягодах живут слова со звуком Ш. Нужно назвать слова, выделяя звук Ш и прохлопать сколько слогов в слове.
Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Кто в ней живет? Отгадайте.
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка уронила шишку,
Угодила прямо в (мишку)
- Правильно, в избушке живет медведь (на экране избушка медведя и Машенька). Видит Маша, а в доме у мишки беспорядок. Раскладывал мишка вещи, да все перепутал.
9. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
- А в это время возвращается мишка домой.
10. Физкультминутка
Мишка по лесу шагал,
Мишка палку увидал.
Бросил палку кверху мишка.
Падай в шапку с елки шишка!
Шишка хлоп по голове,
Сразу шишек стало две!
На экране: Маша, медведь и избушка.
11. Дидактическая игра «Найди Машу»
Цель: закрепление навыков употребления в речи предлогов.
- Пришел мишка домой, а там – чистота и порядок. Все вещи лежат на местах. Но Маша испугалась и спряталась от мишки. Давайте мишке поможем отыскать Машу.
Маша в матрешке
Маша за шкафом
Маша за шторой
Маша под шляпой
Маша под подушкой
Маша на лошадке
Отыскал мишка Машу, поблагодарил ее. А, Маша просит: «Проводи меня мишка домой, хочу к бабушке, хочу к дедушке»
- Поблагодарил мишка Машу и проводил ее домой.
3. Итог занятия.
- Помогли мы Маше? Помогая рассказать сказку, какой звук мы старались правильно произносить? Какой это звук? Кто может повторить артикуляционный уклад буквы? Что было сложным? Какое задание вам больше всего понравилось?
На столе лежат цветочки, вам нужно выбрать: красный – если вам было интересно, желтый – было трудно, а синий – мы хотим вернуться в сказку.
- Молодцы! Занятие законченно! Можете идти отдыхать!