Нагаева Наталья
Развитие фонематического слуха и восприятия в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы
Мы много слышим о фонематическом слухе и восприятии, о необходимости его развивать, задумываемся о том, в каком возрасте нужно начинать работу. А ведь, чтобы начинать работу нужно знать как фонематический слух развивается в онтогенезе. Изучив много литературы по данному вопросу, собирая в ней по крупицам материал, я смогла определить и выявить закономерности развития фонематического слуха в онтогенезе. Зная это мы можем вовремя начать работу, и не упустить драгоценное время.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
1) 2-4ая неделя: у ребёнка появляется слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого.
2) 1 месяц: ребёнок начинает различать именно речевые звуки, но реагирует с определённой задержкой.
3) к 2м месяцам: ребёнок уже реагирует на слова мамы, услышав именно её голос, успокаивается, и перестаёт кричать, если плачет, если мама обращается к нему во время еды, может сделать перерыв и перестать сосать.
4) 3 месяца: с удовольствием слушает музыку, начинает дифференцировать качественно разные звуки, и однородные звуки разной высоты, поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.
5) 4 месяца: начинает подражать услышанным звукам.
6) 5 месяцев: узнаёт голос близких людей (не только мамы, прислушивается к звукам внешнего мира и к тем звукам, которые издаёт сам, основную семантическую нагрузку несёт интонация.
7) 6 месяцев: различает на слух своё имя, всё так же основную семантическую нагрузку несёт интонация, по подражанию произносит отдельные фонемы,слоги, перенимает темп.
8. 7 месяцев: может понять и оценить осмысленные звуки.
9) с 9ти месяцев: начинает выделять любимые и нелюбимые мелодии и дать понять, какая ему нравится, а какая - нет.
10) к концу 1го года: слово начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав, выполняет короткие просьбы.
11) 11, 5 - 2 года: понимает и реагирует на слова, отличающиеся всего одной фонемой (звуком) : например мишка - миска; слышит речь находясь в другой комнате.
12) 3 года: замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, исправлять их; ребёнок способен различать на слух все звуки речи, фонематический слух достаточно сформирован (если этот навык не сформирован, то ребёнок не сможет овладеть правильным звукопроизношением).
13) 4 года: ребёнок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
14) 5 лет: формируется звуковой анализ - умение определять последовательность и количество звуков в слове.
15) 6 лет: фонематический слух и восприятие должны быть сформированы.