Светлана
Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет
Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия.
Публикация «Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2021
Фонематическое восприятие – это специально выработанные умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие спонтанно не формируется, для его развития необходимо специальное обучение детей.
Фонематическое восприятие включает в себя 3 операции:
умение определять линейную последовательность звуков в слове;
умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
осознание или подсчет количества звуков в слове.
Под фонематическим восприятием понимаются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента:
фонематический слух – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.
Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребё нка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.
Этапы формирования фонематического восприятия
1. Развитие неречевого слуха.
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
Упражнения на распознание:
звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка)
звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).
Проводятся игры на узнавание друзей, голосов других людей, мелодий.
2. Развитие речевого слуха.
Различение одинаковых слов, фраз, и звуков по высоте, силе и тембру.
Различение слов, близких по звуковому составу.
Дифференциация слогов.
Дифференциация фонем.
3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Определение количества слогов в словах разной структуры.
Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука.
Выделение из слога гласного, затем согласного звука.
Выделение первого и последнего звука в слове.
Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения.
Определение места, количества, последовательности звуков в слове.
Придумывание слова с заданными звуками.
Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Я предлагаю Вам игру в которой Вы можете поиграть с ребёнком дома для фонематического развития слухового восприятия, внимания и памяти.
Цель игры: учить детей дифференцировать звуки Д, Дь в слогах, словах, предложениях и тексте.
Мною был разработан дизайн игры при помощи компьютерных технологий, подобраны картинки.
Готовые картинки собираются в ромашку.
Условие игры: ромашку с зеленым центром собираем со словами где слышим мягкий звук Дь, в ромашку с синим центром собираем лепестки со словами в которых слышим твердый звук Д.