Валентина Амельченко
Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников
▼ Скачать +Заказ
В условиях современного времени все чаще слышим о том, что у детей плохо развита речевая активность, умение отвечать не односложно, и даже выстроить более или менее логический ответ на какое- либо задание связанное с мышлением. И исходя из этого, образовалась очень острая и очень актуальная проблема – гибкость мышления.
Ведь через гибкость творческого мышления происходит полное становление ребенка в полноценную личность.
Публикация «Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников» размещена в разделах
Мы все так привыкли всегда мыслить односложно и просто, ища самый легкий и простой ответ на тот или иной вопрос, исключая момент поиска и других, альтернативных решений на данные вопросы. И мы не задумываясь такое мышление даем нашим детям, как самое верное, исключая возможности творчества и креативного мышления.
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные проявлять творческую активность, быстро находить пути решения разных проблем, т. е. нестандартно мыслить. Основные мыслительные процессы формируются с раннего возраста и успешно развиваются по нарастающей. Но содержание программ дошкольного образования предполагает развитие у детей навыков конвергентного (стандартного) мышления, действия по определенному алгоритму. В то же время, вступившие в силу ФГОС дошкольного образования предъявляют к выпускнику детского сада требования в виде целевых ориентиров, достижения им определенных характеристик развития личности : проявлять инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности, обладать развитым воображением, уметь принимать собственные решения. В связи с этим, есть необходимость в активном стимулировании творческих процессов ребенка.
Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями ребенка. Воображение является его центром. Выполняя какое- либо творческое задание ребенок, в творчестве может стать абсолютно новым, то есть определенно не сделанный шаблонно и следовательно нестереотипно.
В такой момент у детей старшего возраста начинает развиваться и обогащаться более активно воображение, расширяется познание, опыт и естественно интересы.
Когда ребенок находится в процессе творчества, он начинает испытывать массу положительных эмоций, как от самого процесса, но и от самого главного - полученного им результата.
В дошкольном возрасте мы всегда делаем акцент на развитие таких процессов, как память, мышление, восприятие, внимание. Тем самым нацеливая детей на более успешную в дальнейшем учебную деятельность.
Особенно старшие дошкольники любят заниматься творческой деятельностью, они с увлечением лепят, рисуют, танцуют, сочиняют сказки, небылицы, истории. И с каждым разом, чем сложнее задание, тем интереснее им искать нужное решение для его воплощения. Потому именно творчество делает жизнь ребенка богаче и интереснее. Именно в творческом мышлении ребенок себя раскрывает в независимости от своих личностных комплексов. В то время, как взрослый зачастую боясь ошибиться, стесняется их проявить. Потому дети искренни в проявлении себя в творческой деятельности. И именно в такие моменты можно подключать дивергентное мышление - как метод творческого, художественного мышления.
Дивергентное мышление - (от латинского «divergentis» - "расходящийся в разные стороны"). предполагает несколько или множество ответов на один вопрос. Дивергентная задача имеет множество решений и несколько ответов. Именно мышление в различных направлениях (дивергентное мышление) ученые считают основой творчества. Дивергентность - понятие очень тесно связано с понятием «творчество». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
При помощи такого мышления дети могут усваивать моральные и нравственные нормы, развивая умение различать многие, свойственные для человека, качества (сострадание и ненависть, добро и зло и т. д.)
Это мышление заставляет детей вкладывать смысл и понимание жизненных ценностей.
Дивергентного мышления бы не было без конвергентного, так как вся суть такого мышления, сводится к тому, что находя много вариаций решений поставленной задачи, сохраняет их и позволяет нам создают новую информацию из той, что имеется в сокровищнице памяти. Как дивергентное, так и конвергентное мышление можно и нужно развивать, и понимание особенностей каждого из типов помогает стимулировать его правильными методами и с наилучшими результатами.