Наталья Шошина
Занимательная математика: развитие логического мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое логика?
Логика — наука о формах и способах мышления.
Одна из главных задач логики определить, как прийти к выводу из предпосылок
(правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления,
чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого, соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. С момента появления на свет у ребенка начинают развиваться все высшие психические процессы: мышление, память, воображение и, конечно же, логика. Но, если не уделять внимание развитию ребёнка, этот процесс будет проходить медленно и неуверенно. Многие родители уверены, что важнее ребенка научить читать и считать, и никаких проблем с учебой не будет. Но чаще всего такой ребенок, придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость.
Публикация «Занимательная математика: развитие логического мышления дошкольников» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Что же происходит? Оказывается, он не умеет самостоятельно думать, рассуждать, анализировать, сравнивать предметы и явления. У него недостаточно развито внимание, память, зрительное и слуховое восприятие. Учебная деятельность не дана ребенку с самого начала, ее нужно построить и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определенной процедуры. Так в настоящее время эта проблема актуальна, необходимо начинать работу по развитию логического мышления как можно раньше, т. к. она служит основой дальнейшего развития.
Почему именно логика служит основой в развитии?
Дело в том, что на каждом возрастном этапе создаётся как бы определённый «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Именно в дошкольном возрасте и формируется этот первый этаж – основа всех основ. Таким образом, навыки и умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. А логические приёмы применяются во всех видах деятельности. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности.
В нашем быстро развивающемся обществе, в эпоху новых технологий и стремительного прогресса, как никогда актуально развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Отечественной системе образования выдвинут новый социальный заказ. Обществу необходимы социально-мобильные, творчески действующие граждане, способные развиваться, познавать, интересоваться. В системе образования России началась масштабная инновация: введение Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, дошкольного образования (ФГОС). Ставится вопрос о переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Т. е современные дети должны уметь слушать и слышать, через решение проблемы делать открытия, пользоваться Интернетом, находить интересующую информацию, уметь отстаивать свое решение. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедит других в своей правоте. Учиться станет ему легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности. А это значит, что современные дети станут успешными в будущем и востребованы обществом. А мы, педагоги, должны формировать у детей мотивацию к обучению, саморазвитию, самопознанию.
Проведя анализ требований к реализации Образовательной программы дошкольного образования, разработанной с учётом ФГОС в нашем МКДОУ, а также, получив результаты диагностики своих воспитанников, я пришла к выводу, что возникла необходимость проведения с детьми дополнительных занятий, в том числе в форме кружковой работы.
Анализируя результаты диагностики, я наблюдала следующее:
1. У детей старшей группы слабо развито логическое мышление.
2. Они затрудняются в решении простых задач.
3. Не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по определённым признакам.
Известно, что Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Задачи на смекалку, логические игры, головоломки очень нравятся детям. Они могут долго упражняться, перекладывая фигуры, палочки с места на место. В данном виде деятельности утомляемость наступает позже, чем в других видах деятельности.
Мною был составлен план кружковой работы и определены следующие задачи:
- Развитие логического мышления и творческих способностей.
- Развитие математических способностей.
- Обучение самостоятельному решению поставленных задач.
- Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация).
- Овладение навыками речевого общения.
В своей работе я использовала развивающие игры, загадки математического содержания, позволяющие «вытягивать» знания. Загадки оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждений, владения умственными операциями. Отгадывая, дети радуются, если правильно ответили. Каждая загадка - еще и логическая задача.
Логические задачи могут быть, например, следующими: Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (4 кг).
Игры-головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти игры служили для развлечения взрослых и подростков. Но современными исследованиями установлено, что они могут быть также эффективным средством умственного, и в частности математического, развития детей дошкольного возраста («Танграм»).
Особенно нравилось детям работать в тетрадях, писать графические диктанты, рисовать узоры по образцу, работать с палочками. От занятия к занятию дети становились всё более усидчивыми, прилежными, самостоятельными. По многочисленным просьбам самих детей, пришлось расширять сферу деятельности. В свою работу я стала включать подвижные игры, игры с мячом, освоили шашки.
Игры, в которых нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.
Быть наблюдательным и внимательным учат такие игры и упражнения, как: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.
Для развития интеллектуальных способностей предлагала игру “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.
Для формирования количественных и качественных понятий использовала такие упражнения, как: “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.
Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру” развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.
На мой взгляд, работа воспитателя не может осуществляться без помощи семьи. Поэтому я проводила для родителей собрания, открытые занятия, консультации.
В конце года мною была проведена контрольная диагностика. Результаты оказались намного выше, чем в начале года.
Таким образом, используя различные развивающие игры и математические упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что в игре дети лучше усваивают программный материал. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к правильному результату. Эти занятия помимо закрепления математических знаний помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности. В процессе формирования логического мышления развивается речь ребенка, обогащается словарный запас, тренируется внимание, память, решаются нравственные задачи. Итогами работы является выработка у ребенка умения самому находить ответ на вопрос «Как?