Виктория Губина
Развитие детей дошкольного возраста посредством инновационной технологии «Тико-моделирование»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
«ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству. Задача современного педагога – научить дошкольников основам технического творчества : конструирования, лего-конструирования, робототехники, используя современные виды конструкторов.
Публикация «Развитие детей дошкольного возраста посредством инновационной технологии „Тико-моделирование“» размещена в разделах
Конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре.
Большинство детей очень любят конструировать, конструктор – это вещь, которая должна быть доступна каждому ребенку. В нашей группе много разных видов конструкторов, а два года назад мы приобрели еще один, ТИКО-конструктор, о котором я и хочу сегодня рассказать.
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных геометрических фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазка». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.
ТИКО - формирует познавательную активность,
- формирует навыки общения
- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
Новизна работы с конструктором - формирование у дошкольников элементарных представлений из области геометрии.
Играя с конструктором, дети легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм, но и объемные (куб, призма, пирамида).
Отличительной особенностью ТИКО от других игр и пособий является работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком.
Работа с конструктором включает в себя 2 модуля
- «Плоскостное моделирование» и
- «Объемное моделирование».
Этапы работы с конструктором.
Каждый модуль реализуется в несколько этапов:
1 этап: ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу и по схемам.
Преимущественная форма работы на этом этапе – индивидуальная. Основные способы конструирования – по образцу, по схеме.
2 этап: создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, составление орнаментов. Форма работа с детьми преимущественно парная или в мини-группах, где дети совместно создают конструкцию или осуществляют взаимопроверку индивидуальных работ.
3 этап: коллективное сюжетное конструирование. На этом этапе детям предлагается создание коллективной постройки, объединенной в единую сюжетную линию
Приемы работы с конструктором:
- работа по образцу, рисунку, иллюстрации
- незаконченный образец постройки
- создание конструкций по заданным условиям
- создание конструкций по полной схеме, по контурной схеме
- устный диктант (графический диктант)
- «Прием превращения» фигуры из плоской в объемную и наоборот
- «Прием замещения геометрических фигур»
- решение логических задач
- творческое конструирование, создание сюжетных композиций
ТИКО конструктор можно использовать в разных направлениях:
• в театральной деятельности
• для спортивных игр и соревнований
• в игровой деятельности для сюжетно-ролевых и режиссерских игр
• в изобразительной деятельности
С конструктором ТИКО мы познакомили детей в средней группе. Мелкая моторика у большинства детей развита слабо, что негативно отражается не только на воображении и пространственном мышлении, но и на развитии речи. Именно с целью развития мелкой моторики мы начали использовать конструкторы «Малыш», «Фантазеры». Менее чем за полгода движения пальцев у детей стали более уверенными, появилось пространственное мышление, они делали не только плоскостные работы, но и объёмные.
К концу средней группы мы представили педагогический проект «В гостях у сказки». Дети показали малышам сказку «Курочка Ряба», персонажи, которой были выполнены из конструктора ТИКО.
В старшей группе мы используем конструкторы «Архимед», «Школьник» и «Шары». Эти наборы оптимальны для работы со старшими дошкольниками.
Они позволяют собрать разнообразные модели. Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию.
Конструктор ТИКО прекрасно дополняет комплексно-тематическое планирование: так, например, по теме недели «Космос» у нас появились поделки «Ракета», «Луноход», «Комета». Созданные ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, в дидактических играх и упражнениях.
В конце года мы показали для родителей открытое занятие по теме «Встречаем птиц», на котором дети выполнили поделки из конструктора ТИКО. В итоге появились замечательные работы: «Гнездо с птенцами», «Скворцы», «Птенцы», «Большая птица».
Недавно, на базе школы №13 мы провели мастер – класс для учеников 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) из разных школ города. Дети особенные и им было трудно… Мы еще раз убедились, что начинать надо с дошкольного возраста.
Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых занятий, дети развивают свои конструкторские навыки, учатся пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами. У них развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.
Спасибо за внимание!