Роза Иманшарипова
Разработка урока русского языка в 9 классе с казахским языком обучения «Подчинительные союзы и союзные слова в СПП»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка урока русского языка в 9 классе с казахским языком обученичя
Учитель Иманшарипова Р. К., СОШ №81, 87014920563
Дата проведения: 16.11.2016 г.
Тема урока : Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.
Цели:
• углубить знания о строении СПП и постановке знаков препинания в нем; сформировать понятия о его строении и средствах связи в нем.
Публикация «Разработка урока русского языка в 9 классе с казахским языком обучения „Подчинительные союзы и союзные слова в СПП“» размещена в разделах
- Казахстан
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• развивать умения находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловое отношение между ними с помощью вопроса;
• научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки;
• воспитывать у обучающихся уважительное отношение к урокам русского языка, уважение друг другу. Воспитывать чувство доброты, милосердия.
Оборудование: слайды на интерактивной доске, карточки с дифференцированными заданиями.
Тип урока : урок открытия новых знаний (учащиеся разделены на 2 группы).
Методы и приемы: технологии личностно-ориентированного обучения, элементы развития критического мышления, дифференцированного обучения, групповая работа.
Ход урока.
І.Психологический настрой. «Все в твоих руках» Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
-Ребята, все в ваших руках, чтобы урок прошел интересно, чтобы получить хорошую оценку, чтобы научиться чему-то новому на уроке, усвоить материал. И чтобы добиться чего-нибудь в жизни, все в ваших руках!
Актуализация опорных знаний.
Объединение в группы.
1. «Мозговой штурм»
-Что мы называем предложением? (синтаксическая единица, состоящая из одного или нескольких слов и характеризующая интонационной и смысловой законченностью.)
-По количеству грамматических основ предложения делятся на. (простые и сложные).
-Дайте определение сложному предложению (конструкция, состоящая из двух или нескольких простых предложений).
-Назовите способы связи в сложном предложении (союзная и бессоюзная).
-Виды предложений с союзной связью (сложносочиненные и сложноподчиненные).
-Как называются предложения с бессоюзной связью? (Бессоюзное сложное предложение).
-– Какими средствами связываются главное и придаточное предложения? (Подчинительными союзами и союзными словами.)
– Что можно сказать о пунктуации в СПП?
– Какие подчинительные союзы вы знаете? (Записываются союзы на доске)
– Какие союзные слова вам известны?
2. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса (объяснение новой темы). Запись предложений.
Мы не видели, как ученики подошли к школе.
Я не знаю, как пройти к остановке.
– Чем связаны предложения? (Словом как.)
– В каком предложении на слово как падает логическое ударение?
– Уберите из предложений слово как, какое предложение потеряло смысл?
– Попробуем заменить как на другое слово (Мы не видели, что ученики подошли к школе.)
(По ходу работы делается запись на доске.)
- Какие различия союзов и союзных слов вы знаете?
Вывод:
Союз
1. Можно убрать из предложения.
2. Можно заменить другим союзом.
3. Не является членом предложения. Союзное слово
1. Является членом предложения
2. Падает логическое ударение.
-Попробуйте определить тему урока (Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.)
-Определите цель урока. Учащиеся дополняют предлжения.
І)Углубить знания о строении ___ (СПП) и постановке ___ (знаков препинания при нем);
2) Развивать умения находить ___ (главное и придаточное предложения и устанавливать смысловое отношение между ними с помощью вопроса);
3) Научить различать ___ (союзы и союзные слова в СПП).
3. Закрепление темы. Работа с текстом.
«М…л…сердие, пр…ветливость, д…брота делают человека кр…сивым. Лицо человека, которое ч…сто иск…жается злобой, становит… ся безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и (не)понимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, (не)способности жить. Человек, который (не) умеет понять другого, об…дняет свою жизнь и мешает жить другим». (Д. Лихачев)
Задания группам:
Задание для 1 группы: определите тему текста и основную мысль. Определите тип текста и стиль речи.
Задание для 2 группы: обозначьте орфограммы, проанализируйте их.
Запись в тетрадь предложений для сравнения: Лицо человека, часто искаженное злобой, становится безобразным.
Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным.
- Отличаются ли эти предложения по смыслу?
(нет, не отличаются)
- А по структуре? Докажите.
(учащиеся находят главные члены предложения и доказывают, что первое предложение с причастным оборотом, а второе – сложноподчиненное, потому что есть зависимая часть – придаточное предложение).
4. Творческая работа в группах. Тренировочные упражнения.
1 группа: Записать предложения в исправленном виде.
1. Герой произведения выступает в защиту народа, которых он называет умным, бодрым. (Герой произведения, который выступает в защиту народа, называет их умным и бодрым).
2. Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить. (Человек, который постоянно ссорится с соседями, не умеет жить).
3. Ведь счастье зачастую, где его не ждёшь, оказывается совсем не там. (Ведь счастье зачастую оказывается там, где его совсем не ждешь).
4. Я учусь в школе, которая носит имя писателя, который известен всей стране. (Школа, где я учусь, носит имя писателя, который известен всей стране).
2 группа: Продолжить предложения, используя придаточные. Определить средства связи придаточного предложения с главным.
1. Природу надо беречь (почему)
2. Запоминаются те книги… (какие?
3. На привал лучше расположиться там (где)
4. Не забывай о том… (о чём)
5. Подведение итога урока.
Составить синквейн. 1 группа на тему «Союзы и союзные слова».
2 группа на тему «Сложноподчиненное предложение».
6. Рефлексия.
«Все в твоих руках».
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – для меня было недостаточно…
Комментирование оценок.
7. Дом. задание: Параграф 10, упр 77 (выписать СПП, составить схему, создать собственное рассуждение на тему: «Что такое милосердие?»
«М…л…сердие, пр…ветливость, д…брота делают человека кр…сивым. Лицо человека, которое ч…сто иск…жается злобой, становит… ся безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и (не)понимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, (не)способности жить. Человек, который (не) умеет понять другого, об…дняет свою жизнь и мешает жить другим». (Д. Лихачев)
«М…л…сердие, пр…ветливость, д…брота делают человека кр…сивым. Лицо человека, которое ч…сто иск…жается злобой, становит… ся безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и (не)понимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, (не)способности жить. Человек, который (не) умеет понять другого, об…дняет свою жизнь и мешает жить другим». (Д. Лихачев)
«М…л…сердие, пр…ветливость, д…брота делают человека кр…сивым. Лицо человека, которое ч…сто иск…жается злобой, становит… ся безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и (не)понимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, (не)способности жить. Человек, который (не) умеет понять другого, об…дняет свою жизнь и мешает жить другим». (Д. Лихачев)
«М…л…сердие, пр…ветливость, д…брота делают человека кр…сивым. Лицо человека, которое ч…сто иск…жается злобой, становит… ся безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и (не)понимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, (не)способности жить. Человек, который (не) умеет понять другого, об…дняет свою жизнь и мешает жить другим». (Д. Лихачев)
«М…л…сердие, пр…ветливость, д…брота делают человека кр…сивым. Лицо человека, которое ч…сто иск…жается злобой, становит… ся безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и (не)понимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, (не)способности жить. Человек, который (не) умеет понять другого, об…дняет свою жизнь и мешает жить другим». (Д. Лихачев)