Галина Гречко
Конспект урока русского языка в 5 классе «Слово. Лексическое значение слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели урока : дать определение понятий «лексика», «лексическое и грамматическое значение слова», познакомить с содержанием «Толкового словаря», работой с ним;
объяснить детям важность обогащения лексического запаса, научить детей различать лексическое и грамматическое значение слов; пользоваться толковым словарем.
Публикация «Конспект урока русского языка в 5 классе „Слово, Лексическое значение слова“» размещена в разделах
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Оборудование: учебник «Русский язык, 5 класс», перфокарты, рисунки ребят, словари.
1. Оргмомент.
– Сегодня мы отправляемся в путешествие на удивительную планету, название которой Лексика, и живут там не менее удивительные существа –лексы. Заходим на корабль, надеваем блестящие костюмы, пристегиваем себя ремнями к креслу, в соседстве снами какие-то непонятные существа. И вдруг голос по радио:
2. Работа по теме урока.
– Внимание! Планета. Фонетика! Таможенный досмотр. Мы обязаны профонетиться.
- По-моему, ребята, что-то знакомое слово для нас. Кто же там живет? (буквы и звуки). И тут лекса – командир заметил : «Правильно, они наши друзья».
-Корабль плавно опустился на твердую поверхность. Люки открылись, и показались существа – о, п, р, с, т.
- Что это? (Да это буквы)
-Таможенный досмотр: буквы по местам (из этих букв строим слова)
- Кто назовет больше? (спорт, порт, спор, трое, строп, прост, рост)
- Ну что ж, буквы и звуки на местах. Документы в тетрадке?
-Сейчас проверим, - твердым голосом заметил таможенник.
- Произведите – ка, друзья, фонетический разбор слов корабль, подъем, приятель, проверка (выполняют учащиеся задание по рядам).
(Лекса-командир проверил первые четыре листка)
Люки вновь закрылись, и корабль взмыл вверх. Но вот вдалеке показался огромный, сияющий космодром. Сейчас мы будем прилексяться, то есть по-нашему приземляться. Вы, ребята, пока и не подозреваете, сколько диковинного и интересного вы увидите на планете Лексика.
- Кто же здесь обитает? (Слова)
Слова – это строительный материал языка. Здесь их видимо-невидимо. Каждое слово что-либо обозначает, то есть имеет лексическое значение.
А вот и таможенный досмотр. Проверка документов: знания лексического значения слов. (Учащиеся записывают слова и объясняют значения).
Гнездо – жилище птицы.
Флора – растительный мир.
Фауна – животный мир.
Пурга – сильная снежная буря.
Флейта – музыкальный инструмент.
-Итак, планета Лексика – это все слова языка. Каждый язык имеет свою лексику.
-Что же нужно знать, чтобы хорошо ориентироваться в этой стране?
(лексическое значение слова)
- Слов очень много. Где же о них можно узнать? (В толковых словарях)
- Как же располагаются слова? (По алфавиту, чтобы быстрее их найти)
-Найдя соответствующую букву, вы можете отыскать быстро слово.
Будьте внимательны, если слов, начинающихся на одну и ту же букву много, тогда смотрим на вторую, третью и т. д. букву, они тоже соответствуют алфавиту.
-Запишите слова, расставьте их по алфавиту и определите лексическое значение.
- А если нет под рукой толкового словаря, как объяснить лексическое значение слова? Тогда надо подобрать близкое по значению слово, либо указать признак предмета, который это слово называет (Раскрой значение)
Например: лиловый, значит, светло-фиолетовый.
Лесоруб- человек, рубящий лес.
Сделайте самостоятельно следующее задание: объясните значение слов : ледокол, вратарь, телевизор, луноход, мужественный.
- Замечательный писатель К. Г. Паустовский, подчеркивая богатство языка, писал: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов, полей, цветов и трав – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
- Запишите свои примеры «хороших слов и названий».
Полевые слова Лесные слова
- Запишите предложение.
Паустовский писал: «Тот народ, который создал такой язык, -поистине великий и счастливый народ». (Сделайте схему предложения)
- В словарь трудных слов : лазурь, лазурный.
- По лексическому значению впишите слово в кроссворд.
С Т А Я
С Т О Г
С Т О П
М О С Т
Н А С Т
П О С Т
1) Группа птиц
2) Большая высокая копна сена
3) Команда «Становись»
4) Средство переправы через реку
5) Толстая корка на снегу
6) Пункт, который охраняет часовой
(запись в тетради)
- Отгадайте загадку:
1) В иголках бугорок мышку поволок.
2) Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко.
3) На стеблях белеют чашки, а в них нитки да рубашки.
- Слово имеет не только лексическое значение, но и грамматическое.
- Укажите грамматические признаки слова земляника
Выясните по толковому словарю учебника значения слов : громада, великан, колосс, ветеран.
- Укажите грамматические значения этих слов.
Итоговые вопросы на планете Лексика.
- Что такое лексика?
- Что значит лексическое значение?
- Как найти нужное слово в словаре?
-Что такое грамматическое значение слова?
Выставление поурочного балла.
Домашнее задание: §52, упр. 316.