Получи документы

Конспект урока русского языка в 5 классе «Слово. Лексическое значение слова»

Галина Гречко
Конспект урока русского языка в 5 классе «Слово. Лексическое значение слова»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели урока : дать определение понятий «лексика», «лексическое и грамматическое значение слова», познакомить с содержанием «Толкового словаря», работой с ним;

объяснить детям важность обогащения лексического запаса, научить детей различать лексическое и грамматическое значение слов; пользоваться толковым словарем.

Публикация «Конспект урока русского языка в 5 классе „Слово, Лексическое значение слова“» размещена в разделах

Оборудование: учебник «Русский язык, 5 класс», перфокарты, рисунки ребят, словари.

1. Оргмомент.

– Сегодня мы отправляемся в путешествие на удивительную планету, название которой Лексика, и живут там не менее удивительные существа –лексы. Заходим на корабль, надеваем блестящие костюмы, пристегиваем себя ремнями к креслу, в соседстве снами какие-то непонятные существа. И вдруг голос по радио:

2. Работа по теме урока.

– Внимание! Планета. Фонетика! Таможенный досмотр. Мы обязаны профонетиться.

- По-моему, ребята, что-то знакомое слово для нас. Кто же там живет? (буквы и звуки). И тут лекса – командир заметил : «Правильно, они наши друзья».

-Корабль плавно опустился на твердую поверхность. Люки открылись, и показались существа – о, п, р, с, т.

- Что это? (Да это буквы)

-Таможенный досмотр: буквы по местам (из этих букв строим слова)

- Кто назовет больше? (спорт, порт, спор, трое, строп, прост, рост)

- Ну что ж, буквы и звуки на местах. Документы в тетрадке?

-Сейчас проверим, - твердым голосом заметил таможенник.

- Произведите – ка, друзья, фонетический разбор слов корабль, подъем, приятель, проверка (выполняют учащиеся задание по рядам).

(Лекса-командир проверил первые четыре листка)

Люки вновь закрылись, и корабль взмыл вверх. Но вот вдалеке показался огромный, сияющий космодром. Сейчас мы будем прилексяться, то есть по-нашему приземляться. Вы, ребята, пока и не подозреваете, сколько диковинного и интересного вы увидите на планете Лексика.

- Кто же здесь обитает? (Слова)

Слова – это строительный материал языка. Здесь их видимо-невидимо. Каждое слово что-либо обозначает, то есть имеет лексическое значение.

А вот и таможенный досмотр. Проверка документов: знания лексического значения слов. (Учащиеся записывают слова и объясняют значения).

Гнездо – жилище птицы.

Флора – растительный мир.

Фауна – животный мир.

Пурга – сильная снежная буря.

Флейта – музыкальный инструмент.

-Итак, планета Лексика – это все слова языка. Каждый язык имеет свою лексику.

-Что же нужно знать, чтобы хорошо ориентироваться в этой стране?

(лексическое значение слова)

- Слов очень много. Где же о них можно узнать? (В толковых словарях)

- Как же располагаются слова? (По алфавиту, чтобы быстрее их найти)

-Найдя соответствующую букву, вы можете отыскать быстро слово.

Будьте внимательны, если слов, начинающихся на одну и ту же букву много, тогда смотрим на вторую, третью и т. д. букву, они тоже соответствуют алфавиту.

-Запишите слова, расставьте их по алфавиту и определите лексическое значение.

- А если нет под рукой толкового словаря, как объяснить лексическое значение слова? Тогда надо подобрать близкое по значению слово, либо указать признак предмета, который это слово называет (Раскрой значение)

Например: лиловый, значит, светло-фиолетовый.

Лесоруб- человек, рубящий лес.

Сделайте самостоятельно следующее задание: объясните значение слов : ледокол, вратарь, телевизор, луноход, мужественный.

- Замечательный писатель К. Г. Паустовский, подчеркивая богатство языка, писал: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов, полей, цветов и трав – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

- Запишите свои примеры «хороших слов и названий».

Полевые слова Лесные слова

- Запишите предложение.

Паустовский писал: «Тот народ, который создал такой язык, -поистине великий и счастливый народ». (Сделайте схему предложения)

- В словарь трудных слов : лазурь, лазурный.

- По лексическому значению впишите слово в кроссворд.

С Т А Я

С Т О Г

С Т О П

М О С Т

Н А С Т

П О С Т

1) Группа птиц

2) Большая высокая копна сена

3) Команда «Становись»

4) Средство переправы через реку

5) Толстая корка на снегу

6) Пункт, который охраняет часовой

(запись в тетради)

- Отгадайте загадку:

1) В иголках бугорок мышку поволок.

2) Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко.

3) На стеблях белеют чашки, а в них нитки да рубашки.

- Слово имеет не только лексическое значение, но и грамматическое.

- Укажите грамматические признаки слова земляника

Выясните по толковому словарю учебника значения слов : громада, великан, колосс, ветеран.

- Укажите грамматические значения этих слов.

Итоговые вопросы на планете Лексика.

- Что такое лексика?

- Что значит лексическое значение?

- Как найти нужное слово в словаре?

-Что такое грамматическое значение слова?

Выставление поурочного балла.

Домашнее задание: §52, упр. 316.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 1 классе «Правописание слов с заглавной буквой» Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1)Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности Здравствуйте, ребята.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление» Тип урока: урок обобщающего повторения Перечень оборудования: учебник, мультимедийный проектор, раздаточный материал. Список литературы:.

Конспект урока русского языка в 1 классе «Зачем нужны правила?» Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ульяновский педагогический колледж.

Конспект урока русского языка в 1 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Знакомство со звуком и буквой Пп» Тема урока: Знакомство со звуком и буквой Пп. Тип урока: Урок изучения нового материала. Цели урока: 1. Знакомить со звуком и буквой Пп.

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределенной форме. Цели: учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложении.

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Синонимы и антонимы». Цели урока: Создать условия для: - систематизации знаний о синонимах и антонимах, определения признаков.

Конспект урока русского языка в 3 классе. Русский язык 4.04.2016 Тема: Неопределенная форма глагола Тема: Неопределенная форма глагола Цели: дать определение термина «неопределенная форма глагола» ; познакомить с суффиксами глаголов в.

Конспект урока русского языка в 5 классе: «Правописание корней с чередованием а — о, е — и» Учитель русского языка: Артонова Н. И. Урок на тему «Правописание корней с чередованием а – о, е – и» В 5 классе. Цель урока: Систематизировать.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Технологическая карта урока, составленная для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Общая часть Предмет Русский язык 1 доп. класс ФИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 5 классе «Слово. Лексическое значение слова»
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 21:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка в 5 классе «Слово. Лексическое значение слова»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Гречко (УИ 1020923) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД