Ольга Яворская
«Изменение имен существительных по числам». Конспект урока русского языка в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Дата «___»___ ___ г Класс 3- «Б»
(2 четверть)
Урок 39
Тема урока : Изменение имен существительных по числам
Цель урока :
1. Закрепить знания об имени существительном как о части речи;
2. Познакомить уч-ся с изменением имен существительных по числам;
3. Отрабатывать умение определять род и число имен существительных;
Публикация «„Изменение имен существительных по числам“, Конспект урока русского языка в 3 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
4. Вести работу по формированию у детей орфографической зоркости;
5. Работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся:
6. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Тип урока : урок усвоения навыков и умений;
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___
Оборудование, наглядность, ТСО
Этапы и структура урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)
— Какую часть речи изучаем на протяжении нескольких уроков?
— Как вы думаете, все вы уже знаете об имени существительном или еще что-то новое можете узнать? (Дети высказывают свои предположения.)
Истинность своего мнения вы сможете подтвердить или опровергнуть уж к концу сегодняшнего урока.
Прозвенел веселый звонок.
Начинается вновь урок.
Любознательные дети
Знать хотят про все на свете.
2. Проверка домашнего задания.
Упр. Дети читают стихотворение Пушкина.
Работа над ошибками.
-Во время проверки дом. Задания 5 уч-ся получают карточки и работают по ним
3. Чистописание.
Вот буква В
Видна вдали –
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Прохожих поджидая.
Дети пишут в тетрадях прописную и заглавную буквы Вв вВ.
Запись слов: (игра “Угадай словечко”)
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо)
2. Мальчик вежливый и развитый
При встрече говорит он … (здравствуйте)
3. Учат дети в школе на прощанье
Говорить всем людям … (до свидания)
4. Прочитай пословицу. Запиши ее в тетрадь. ( Проверь себя: Вежливость открывает все двери)
5. Гвозди- гвоздь, варежки- варежка, ворона – вороны.
Сообщение темы урока.
• Сравните записанные слова. Чем они похожи?
• Чем отличаются?
• Они обозначают разные предметы или одинаковые?
• Сравните окончания этих имен существительных
• Прочитаем правило, которое записано у вас в учебниках на странице 60.
Работа с учебником стр. 60.
4. Постановка учебной задачи.
Упр. 167 - комментированное письмо.
Вывод: Имена существительных, которые называют один предмет, стоят в единственном числе. Имена существительные, которые называют два или несколько предметов, стоят во множественном числе.
— Что изменилось в написании или произношении слова при изменении его по числам?
5. Наблюдение над особенностями изменения имен существительных по числам
Упр. 168- комментированное письмо.
Упр. 169- комментированное письмо.
Упр. 170 - разгадывание слоговиц
Создание проблемной ситуации: Как вы думаете, если у имен существительных есть три рода, может ли каждое из слов этой части речи изменяться по родам, то есть употребляться то в мужском, то в женском, то в среднем роде? Давайте попробуем так изменить слова : парта (она моя, парт (он мой, парто (оно мое). А как быть со словом карандаш или со словом окно? Какой вывод можно сделать? (Имена существительные по родам не изменяются, каждое существительное всегда относится к одному и тому же роду.)
6. Физкультминутка
Проблемная ситуация.
Запишите слова в единственном числе.
Машины, полосы, качели, ручки, братья, ножницы, кони, сани, семечки, щипцы, океаны, дрожжи, уши, лица, брюки.
— Что вызвало у вас затруднение? ( Слова: качели, ножницы, сани, щипцы, дрожжи, брюки нельзя записать в единственном числе.)
Действительно, в русском языке встречаются много слов, которые даже называя один предмет сами относятся ко множественному числу.
7. Обобщение.
– Обобщите наши рассуждения по плану:
1) Как изменяются имена существительные?
2) В каком числе они употребляются?
3) Что обозначают имена существительные в единственном числе?
4) Что обозначают имена существительные во множественном числе?
5) Что изменяется в имени существительном при изменении его числа?
8. Самостоятельная работа творческого х-ра.
Создание проблемной ситуации: Сейчас я прочитаю вам записку: «Купи мне, пожалуйста, карандаш: синие, красные, желтые, зеленые».
Что в этой записке не так? Почему имя существительное употреблено неверно? Как надо его изменить? Проверка – фронтально.
9. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как изменяются имена существительные?
- Задайте друг другу вопросы об изменении имен существительных по числам.
10. Домашнее задание.
Упр. 109 упр. 243
11. Рефлексия
На доске вывешивается листок настроения. У каждого ученика в конверте 3 кружка разного цвета, прикрепите нужный. Если у Вас настроение:
жёлтый – радостное, светлое;
зелёный – спокойное, уравновешенное;
синий – грустное, печальное.
Карточка № 1 (3-1-36) Ф. И. ___
Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слово с непроизносимой согласной.
Ни…кий, но…ка, коло…; ду…ло, пу…ка, ли…кий; варе…ка, бере…ка, мя…кий, пас…бище, крас…ный, опас…ный.
___
Карточка № 2 (3-1-36) Ф. И. ___
Подберите к данным существительным антонимы :
а) плюс - ___, успех - ___ юноша - ___
б) свет - ___, радость - ___ свобода - ___;
в) правда - ___ прибыль - ___ подъем -.
Карточка № 1 (3-1-36) Ф. И. ___
Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слово с непроизносимой согласной.
Ни…кий, но…ка, коло…; ду…ло, пу…ка, ли…кий; варе…ка, бере…ка, мя…кий, пас…бище, крас…ный, опас…ный.
___
Карточка № 2 (3-1-36) Ф. И. ___
Подберите к данным существительным антонимы :
а) плюс - ___, успех - ___ юноша - ___
б) свет - ___, радость - ___ свобода - ___;
в) правда - ___ прибыль - ___ подъем -.