Надежда Артонова
Конспект урока русского языка в 5 классе: «Правописание корней с чередованием а — о, е — и»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель русского языка : Артонова Н. И.
Урок на тему «Правописание корней с чередованием а – о, е – и»
В 5 классе.
Цель урока : Систематизировать изученный материал по теие «Правописание корней с чередованием а – о, е – и».
Оборудование: таблица «Правописание корней с чередованием», словари, перфокарты.
Ход урока:
1. Работа со стихотворением А. Шибаева «Грустные мысли».
Пришло письмо мне,
Публикация «Конспект урока русского языка в 5 классе: „Правописание корней с чередованием а — о, е — и“» размещена в разделах
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
«Здесь чЮдный луК, и я лИжу»,-
Написано в письмишке.
Лук? Лижет? Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут…
«Здесь много сОНца и лИса,
Большой красивый пруТ».
И что такое он плетёт –
Не разберусь, хоть тресни:
«Когда отряд идёт в поход,
Я запИваю песни.
Вчера в влесу на шёл я грусТь
И он был доволен…»
Нет, нет, не шутит он! Боюсь –
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…
А) посмотрите, какие же ошибки допустил Мишка?
- написал не ту гласную (лежу, запеваю, чудный)
- не ту согласную (луг, пруд)
- пропустил букву (солнца)
- из одного слова сделал два (нашел)
- а два слова (в лесу) соединил в одно
Б) Поэтому различают следующие типы орфограмм:
1) орфограмма – буква (лежу)
2) орфограмма – пробел (раздельное написание)
3) орфограмма – контакт (слитное написание нашёл)
4) орфограмма-дефис (из-за)
2. А сейчас мы должны подумать, почему же Мишка не знает правил.
Для этого обратимся к Мишкиному письму, к словам, в которых он допустил ошибки. А именно (лежу, леса, запеваю)
- Назовите причину ошибки.
Причина ошибки – неясное произношение, гласный звук в слабой позиции, без ударения. Безударность – это один из самых распространённых опознавательных признаков.
-Это слова на какую орфограмму? (безударные проверяемые гласные в корне)
3. Словарный диктант: Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние, регулировать, стадион, тренировать, фестиваль, центнер, каталог, обоняние, фантастика.
-это слова на какую орфограмму? (безударные непроверяемые гласные в корне)
4. Работа по перфокартам (на столе у каждого ученика лежит карта со словами, необходимо заполнить пробелы)
1 вариант
Уг – р
З – рница
Неук – снительно
Скл – нение
Возг – рание
Возр – ст
Изл – гать
Отр – сль
Ср – стись
К – саться
2 вариант
Бл – стать
Зам – рать
Подст – лить
Обж – гание
Зад – раться
Разб – рать
Прот – ранние
Отп – реть
Обм – реть
Расст - лающийся
- это слова на какую орфограмму? (чередующиеся гласные в корне слова)
5. Опрос класса :
- Какие группы безударных гласных мы знаем?
(безударные гласные, проверяемые ударением, безударные гласные непроверяемые ударением – их нужно запомнить, чередующиеся гласные в корне слов)
6. Сегодня на уроке мы должны повторить правописание корней с чередованием звуков а-о, е-и.
- Что мы называем чередованием звуков?
- При образовании и изменении слов в корне слова может происходить чередование, т. е замена одного звука другим. Чередоваться могут и гласные, и согласные.
- Вспомните и скажите, в каких позициях могут находиться эти гласные? (в слабой – безударном положении, в сильной – под ударением)
- Как мы пишем гласную в позиции? (как слышим)
-Почему написание гласных в корнях с чередованием в слабой позиции вызывает трудности? (для написания этих корней нельзя применить обычное правило проверки гласных через ударный звук)
- Какие условия написания гласных в корнях с чередованием существует?
- Написание гласных в таких корнях зависит от следующих условий:
1)от места ударения в слове;
2)от суффикса –а-, следующего за корнем;
3)от согласного в корне слова.
7. Сейчас нам расскажут правила – стихотворения подготовленные ученики.
(Никита, Вова, Саша Хамидулин, Саша Зуев)
Таблица начерчена на доске, учащиеся должны заполнить её.
Написание корня зависит :
От суффикса –а- От места ударения От согласного
-каса- ; -кос- -гор- -гар- -раст- -рос-
Прикасаться - коскуться -зар- -зор- -лаг- -лож-
-бер- - бира-
-дер- - дира-
…
8. Закрепление. Текст для записи в тетрадях. (на листочках набран текст с пропусками букв, необходимо вставить изученную орфограмму)
Дни были невыносимо жаркие, горячие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Глянцевитые листья растений свежи, будто их только что обмакнули в блестящий воск. На торфянистой почве в изобилии произрастают целые семьи грибов. Из чащобы на опушку выскочил заяц, потихоньку стал пробираться от деревца к деревцу. А впереди расстилалась равнина. Лучи солнца касались верхушек деревьев.
Но вот и вечер. Скоро поднимется луна, озарит таинственным светом всю окрестность, на небе загорятся звёзды. И начнётся великое таинство ночи.