Светлана Ветчинина
Конспект занятия по математике в старшей группе «Число 1, цифра 1»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Число 1 Цифра 1»
Программное содержание:
1. Вспомнить и закрепить понятие о цифре и числе 1.
2. Закрепить представление о сложении и вычитании, записи сложения и вычитания.
3. Развивать наблюдательность, анализировать явления и делать выводы, уметь продолжить составление закономерности.
Материал : игрушка Том, демонстрационная карточка на вычитание, тетради, простые карандаши, цветные карандаши, картинка с изображением предметов по 1.
Публикация «Конспект занятия по математике в старшей группе „Число 1, цифра 1“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 1 (один), счёт до одного
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель ходит по группе, как будто что-то ищет. Дети обращают на это внимание, спрашивают у воспитателя, что потеряли, что ищите.
Воспитатель:
- Да, знаете, ребята, что-то странное происходит у нас в группе. Вы не замечаете?
- А мне кажется, ночью у нас побывал волшебник. Посмотрите, то у Тома утром была книга, то она пропала и я поэтому везде ее искала, а то она опять у него под крылышком. Ну, я очень рада, что она нашлась. Ведь она всем нравится очень: и Тому, и ребятам, и надеюсь понравится нашим гостям.
- Расскажите нам про что эта книга (про числа, про Тину, Тома и Чива, как они хотели научиться считать).
Итак, продолжим чтение. Усаживайтесь поудобнее полукругом, чтобы всем было слышно и видно. Остановились мы на том, что Том в лесной школе стал знакомится с числами, да?
(показ иллюстрации) число 1. Учитель Филин рассказывает Тому, что среди моих учеников есть только один утенок. У каждого из вас только одна мама. И у всех нас одна Земля. Всех нас греет одно Солнце. Ночью светит одна Луна, и она тоже одна. Как много, оказывается бывает по 1.
Ой, я вижу дети знают загадки, что бывает по 1.
Ирина, загадай детям и гостям, а мы постараемся отгадать
- Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все (солнце).
- А Настя тоже знает загадку:
«Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня (луной).
- И Юля хочет загадать:
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка (месяц).
Молодцы ребята.
А теперь посмотрите друг на друга и скажите, чего у человека по 1.
(нос, голова, рот, туловище, лоб, затылок). Правильно, молодцы. Ой, а Том тоже знает загадку, попробуйте отгадать ее.
«Если 6 не было его, не сказал бы ничего (язык).
Правильно ребята, молодцы, отгадали
-А кто знает какой цифрой обозначается число 1? Как оно пишется, нарисуйте в воздухе. Что такое цифра? (знак)
- А число? (количество предметов = этому числу)
Молодцы, вы вспомнили, что мы давно уже знакомились с цифрой 1 и числом 1. Как еще называют цифру 1? (единица). Знаю, знаю, что сейчас вам хочется сразу и стихи про единицу прочитать. Ну, иди, Катя, прочитай, а ты Володя другое прочитай. (Вот один, иль единица,
очень тонкая, как спица
похожа единица на крючок,
а может на обломанный сучок).
Вы знаете, что в разных странах цифры и буквы отличаются друг от друга. Вот на нам знакомая единица, а вот эта цифра 1 римская. Так научили писать древние римляне.
Ах, посмотрите, какая прелестная балерина!
- Что она делает?
- Где? Сколько балерин? Когда в театре выступает 1 человек – танцует или поет – его называют
- Как? Не знаете? Да, это для вас новое слово. И я хочу, чтобы вы об этом узнали у мамы или папы. А завтра каждый из вас утром мне это слово скажет. А потом мы все вместе, как всегда, с этим словечком поиграем. Договорились?
Я предлагаю встать детям, чье имя у нас в группе одно. Гостям я скажу, что у нас 2 Сережи, а вот Карина, Настя, Артем, Катя, Володя, Гриша, Влад, Юля одно. Еще какое? Ну ка веселей, называйте, чье имя одно.
Ой, что-то шепчет мне Том? (игрушка). Обиделся, что мы про тебя забыли? Да нет, каждый хотел ответить, показать, что знает, поэтому и не слышали твоих слов. Извини, нас пожалуйста, мы постараемся не обижать тебя. А Том, ребята,предложил нам поработать в тетрадях «Раз-ступенька»
Усаживаемся и под слова открываем тетрадь:
«Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я от вас друзья не скрою
Карандашик так держу.
Сяду не согнусь,
За работу я примусь».
На страничке, где есть закладочка, внизу есть портрет друга Тома – кого? (ежика). Как вы думаете, что забыл художник нарисовать Колючкину? (Иголки). Да вот, Том решил помочь Колючкину, попробовал нарисовать иголки, но не сумел. Что-то они мне напоминают? А вам? На что похожи? Да, интересным должен получится портрет. Но обратите внимание на значок с красным карандашом. Я хочу, чтоб вы запомнили, такой значок нам будет встречаться много раз. А обозначает он, что надо закрасить, а стрелка указывает направление.
Взяли все карандаш волшебный и нарисуем единицу в воздухе (2-3 р.). А теперь нарисуйте иголки Колючкину. Какой симпатичный портрет получился. Правда? А теперь Том хочет превратить ваши пальчики в утят. Средний палец утка-папа, у папы голос низкий. Безымянный палец-утка мама, у мамы голос нежный. Мизинец-это утенок, у утенка голос тонкий, звонкий. Как кричит утка-папа? Кря-кря. Басом.
А утка-мама? Нежно: «Кря-кря, кря».
А утенок? Пищит: «Кря, кря, кря».
2 часть
Ты знаешь Том, а дети тебя могут научить не только узнавать цифры, они у нас знают сложение и вычитание. Научим, ребята? А ты Том садись вот сюда поближе и слушай внимательно. У Тома в мешочке были игрушки - называйте какие.
Вот эти: назови Вова он отдал Колючкину. А какие остались, ребята нарисуют в третьем мешочке.
Пойдем, Том посмотрим, что же у тебя осталось? (Дети рассказывают Тому о своем решении).
- А какое действие мы выполнили? (вычитание)
А теперь выполните действие сложение. (2-3 человека рассказывают).
1- перечисляет изображение
2- говорит 1-ое слагаемое, 2-ое слагаемое, сумма
3-ий – 1 часть, 2 часть=сумма
Том одобряет детей и говорит, что все вы умеете.