Мария Плеханова Бурковская
Разработка, проведение и анализ коррекционно-развивающего занятия в соответствии с педагогической концепцией
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В настоящее время все больше детей имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. Это связано с самыми разнообразными эндогенными и экзогенными причинами.
В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) [3].
Темочки:
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Одна из важнейших задач системы образования заключается в ранней диагностики и развитии образовательной деятельности для работы с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Главная роль в решении этой задачи отводится педагогу. Используя различные методы и приемы в работе с детьми с ОВЗ, педагог проводит коррекционно-развивающую работу, направленную на стимуляцию различных познавательных процессов. Одной из широко применяемых форм в работе педагога стали коррекционно-развивающие занятия. Особенно ценным является то, что коррекционно-развивающие занятия могут быть представлены в интересной, доступной, соответствующей ведущей деятельности игровой и предметной деятельности, объединены общей темой, что позволяет детально проработать и закрепить материал.
В данной работе представлена разработка коррекционно-развивающего занятия для группы детей 5-6 лет с задержкой психического развития (далее ЗПР) на тему: «Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Дошкольники с ЗПР – это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Одна из проблем у детей с ЗПР является отставание в познавательной сфере. В связи с этим среди широко спектра тем, я выбрала тему «Лесные животные». Успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста [2]. Для дошкольников это предметно-операциональная деятельность и, затем, сюжетно-ролевая игра. Дети в этом возрасте могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли, они начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. Также для этого возраста характерно развитие образного мышления, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. При условии проведения специальной работы по активизации воображения оно будет развиваться, начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Изменения происходят и в речи, дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я [9].
Но игровая деятельность детей с задержкой психического развития в этом возрасте характеризуется однообразием, отсутствием творчества, бедностью воображения, недостаточной эмоциональностью, низкой (по сравнению с наблюдаемой в норме) активностью детей. Поэтому учить и воспитывать детей с задержкой психического развития следует, играя с ними. Коррекционно-дидактические занятия позволяют оказывать целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечение условий для формирования предметной и игровой деятельности, а позднее - предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Основой при разработке коррекционно-развивающего занятия стала современная дидактическая психолого-педагогическая концепция (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов) [10]. Современная дидактическая концепция предполагает, что преподавание и учение составляют единый процесс обучения. В качестве приоритета в современной концепции выступают не программы, а ребенок, ученик, его интеллектуальное, духовное, физическое развитие. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии раннего адекватно организованного коррекционного сопровождения обучения и воспитания в соответствии с общими с нормально развивающимися детьми, и их особыми образовательными потребностями, обусловленными характером нарушения их психического развития. [12].
Современная дидактическая концепция характеризуется следующими особенностями: в ее основе лежит системный подход к пониманию процесса обучения; ее сущностью является сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью учащихся. Указанная концепция изменила подход к содержанию обучения, сочетая принципы классической теории с новейшими теориями обучения. Эти приоритеты и принципы должны конкретно проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в диагностике их способностей, в создании условий для свободного выбора профессии, в защите прав ребенка. Целью коррекционного направленного образования является введение ребенка в культуру, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть данную проблему и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» [7] особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые могут быть достигнуты в рамках современно-дидактической концепции. Опираясь на данную концепцию есть возможность предусмотреть в структуре образования удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей, единых для всех группы и специфичных для категории детей с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет.
Таким образом, в концепции указывается на возможность включения такого набора вариантов обучения, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с задержкой психического развития образованием [7].