Кильдишова Наталья
Консультация «Ранняя профориентация дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Н. В. Кильдишова
МБДОУ детский сад «Улыбка»
Развитие ребёнка в дошкольный период – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. В этот период малыш жаден до новых знаний, готов к познанию и восприимчив к информации.
Публикация «Консультация „Ранняя профориентация дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Именно в дошкольном возрасте ребёнку полезно дать базовые знания о профессиях, познакомить с деятельностью взрослых. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательных областей. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение - удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т. п.).
Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.
Свою задачу, как воспитателя, я вижу в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Свои первые шаги к будущей профессии дети делают в самом раннем детстве. Именно здесь они начинают «примерять» на себя роль врача, продавца, повара, водителя — представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни.
Чем больше ребенок «примерит» на себя различных профессий, чем больше приобретет знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.
Я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники понимали ценность и важность труда.
Для того чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, необходимо было создать в группе определенную предметно – развивающую среду:
Была создана библиотечка с подборкой книг о профессиях, которую дополнила картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно – ролевых игр.
Были подобраны и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно — печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал.
Отличные результаты для ранней профориентации достигаются с помощью сюжетно-ролевых игр. В группе имеются костюмы для сюжетно – ролевых игр: «Доктор», «Медицинская сестра», «Продавец», «Парикмахер», «Полицейский» и др. Оснащена коробка с предметами – заместителями.
В профориентационной сюжетно-ролевой игре имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. В ходе таких игр ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт.
Еще одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений дети получают небольшое количество сведений, поэтому очень важно усложнять содержание представлений: увеличивать объем познавательного материала, изменять и углублять суть наблюдаемых объектов и явлений.
Были проведены экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню, в бухгалтерию детского сада, в пожарную часть, школу, музей. Организованы встречи и мероприятия с сотрудниками ГИБДД, спортсменами, поэтами, военными. Во время экскурсий и встреч
обязательно обращала внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Рассказывала о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, их отношение к людям и вещам.
Современный образовательный процесс невозможно представить без проектной деятельности. В группе реализовывался проект «Все профессии нужны - все профессии важны». В ходе реализации которого детей познакомили с профессиями с помощью работы в тетради Антоновой М. В. «Знакомство с профессиями», фото и видео презентациями «Профессии». Были проведены мероприятия «Красный, жёлтый, зелёный», «Что мы знаем о профессиях?» и др. На заключительном этапе реализации проекта дети приняли участие в районном конкурсе профессионального мастерства, на котором выступили в роли поваров.
Проводимая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.
Литература
1. Антонова М. В., Гришняева И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93-96;
2.URL : https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36591 ( дата обращения: 27.09.2018).
3. Шатова А. Д. Вновь о трудовом воспитании дошкольников. //Дошкольное воспитание : традиции и современность. – М., 2002