Елена Лазебная (Шаламова)
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОДНОГО ГОРОДА
Основным механизмом перемен дошкольной системы является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольных образовательных организаций. В связи с вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) данному направлению отводится широкое общественное внимание. Отправной точкой для организации работы с детьми являются основные принципы дошкольного образования : амплификация детского развития, содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей и формирование познавательных интересов и действий в различных видах деятельности, сотрудничество с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей.
Публикация «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2018
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становление человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательный процесс должен способствовать накоплению и расширению субъектного опыта детей, включая рациональный и эмоционально чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей. Именно с этой целью в нашем учреждении используется такая форма работы, как ранняя профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Ребенок-дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области, например, области горнопромышленного производства или сферы услуг.
Дошкольное учреждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек.
и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Профориентация в целом есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети.
Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление работы. Из практики видно, что посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится со спецификой разных профессий. Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.
В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. Проблема усугубляется недостаточной информированностью детей о профессиях. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности, способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд - это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе. Создавшаяся ситуация заставила нас впервые взглянуть на организацию профориентационной работы именно в дошкольном возрасте. И связано это, в первую очередь, с основными градообразующими предприятиями нашего родного города Губкина.
К сожалению, очень часто не только наши дошкольники, но и дети школьного возраста, обучающиеся в школах нашего города, имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже, кем работают, и каким делом заняты их родители. Детские высказывания часто свидетельствуют, что, даже если ребенок и был на работе у своих родителей, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.
Как и во многих городах Белгородской области, в нашем городе работают поликлиники и больницы, магазины, библиотеки, парикмахерские, школы, детские сады, полиция, пожарная часть. Родители воспитанников работают врачами и медсёстрами, продавцами и поварами, библиотекарями, парикмахерами и учителями, воспитателями, полицейскими, пожарными и т. д. С такими профессиями в образовательной деятельности педагог в той или иной мере знакомит воспитанников. Это происходит во всей организованной образовательной деятельности, будь то занятие, экскурсия, беседа по ознакомлению детей с профессией, чтение произведение на тему труда, ведь образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», в соответствии с требованиями ФГОС ДО, предполагает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Белгородскую область не зря называют горнорудным краем, здесь расположены самые крупные горнодобывающие предприятия в стране - Лебединский горно-обогатительный комбинат (ЛГОК, Стойленский горно-обогатительный комбинат (СГОК, Яковлевский рудник, комбинат «КМАруда». Два из этих предприятий находятся в нашем городе Губкине- это ЛГОК и комбинат «КМАруда». Это основные градообразующие предприятия г. Губкина, на которых трудится наибольшая часть жителей города и района. Поэтому, работу по ранней профориентации дошкольников мы решили посвятить ознакомлению детей с профессиями горнодобывающей промышленности. К этому нас также подтолкнули результаты мониторинга, проведённого с детьми и родителями нашего учреждения.
Анализ социального статуса семей воспитанников показал, что 40% родителей работают на ЛГОКе и комбинате «КМАруда». Однако, диагностика знаний детей о труде родителей показала, что 60% воспитанников не только не знают, чем занимаются их мамы и папы на производстве, что конкретно делают, но и не знают названий профессий родителей.
Традиционно считается, что основная профессия горнодобывающей промышленности - это шахтёр (горняк). Но и шахтёр, и горняк - это общее название людей, занятых добычей полезных ископаемых, в частности, железистого кварцита, в шахте и карьере. И в шахте, под землёй, и в карьере, на поверхности земли, работают представители различных профессий, деятельность которых связана с добычей руды в нашем регионе. Поэтому, основной целью нашей деятельности по ранней профориентации является развитие конкретно-наглядных представлений о содержании труда в горнодобывающей промышленности. Основой работы стал прием «погружения детей в профессию».
С этой целью разработан и реализуется проект «Профессии горнорудного края. Хотим жить и работать в родном городе Губкине».
Основные этапы работы по проекту:
1.Введение в тему. Постановка проблемы: выяснить, что такое градообразующие предприятия, какие предприятия есть в нашем городе, что они производят и для чего.
2.Организация исследовательской деятельности по теме. На данном этапе дети, под руководством педагогов, собирают информацию о различных профессиях, связанных с добычей руды (горнорабочий, проходчик, мастер-взрывник, маркшейдер, машинист электропоезда, экскаваторщик, водитель большегрузной машины, машинист буровой установки, стволовой и т. д.); о способах добычи руды (открытым способом в карьере и закрытым способом под землёй в шахте); об устройстве шахты (шахтёры спускаются под землю по вентиляционному стволу, в специальном лифте - клети; расходятся под землёй по штрекам- этакие подземные коридоры, по которым проложены рельсы, чтобы можно было возить вагонетки с добытой породой; добывают руду ручным способом, либо с помощью специальных машин- подземных комбайнов, буровых установок; мастера взрывники организуют взрывы - так добыча руды становится более продуктивной и т. д.); о необходимых каждому рабочему инструментах, оборудовании (респиратор, кирка, кайло, каска, фонарь, теодолит и т. д.); о технике, используемой для работы (буровая установка, подземный комбайн, перфоратор, самосвал, электропоезд с вагонетками и т. д.).
Основное направление работы на данном этапе- это передача информации детям. С этой целью организуются специальная непосредственная образовательная деятельность
Мышление ребёнка-дошкольника наглядно-образное и наглядно-действенное, поэтому ему необходимо все видеть самому, с помощью перцептивных действий все изучать. А это очень затруднительно в связи со спецификой производства в горнодобывающей промышленности –довольно тяжело создать целостную картину функционирования шахты или карьера. Поэтому, на данном этапе мы широко используем виртуальные экскурсии, просмотр созданных на компьютере презентаций. В сети интернет нашлись видеоролики, иллюстрирующие работу большегрузных машин в карьере; видеоматериалы со смотровой площадки и фоторепортажи из карьера Лебединского ГОКа о добыче руды; для детей такие видеопросмотры и фоторепортажи зрелищны и познавательны.
В рамках исследовательской деятельности воспитанники старших групп посещают экспозиции Губкинского краеведческого музея - единственного в России музея, где есть экспонаты по истории открытия, исследования и промышленного освоения богатств величайшего в мире железорудного бассейна - КМА. Здесь есть материалы о жизни и деятельности академиков Лазарева П. П. и И. М. Губкина, одних из первооткрывателей КМА, материалы по истории Лебединского ГОКа, крупнейшего в мире горнодобывающего предприятия, материалы, иллюстрирующие работу комбината «КМАруда» и его подразделения, шахты им. Губкина. В музее собрана коллекция подземных ископаемых, которые добываются на основных железорудных предприятиях города. Знакомясь с данными экспозициями, дошкольники закрепляют и систематизируют знания, полученные от педагогов ДОУ.
В центре города, недалеко от нашего сада, расположен сквер «Шахтёрской славы» имени В. М. Кислова - первого директора комбината «КМАруда». Это музей под открытым небом. Экскурсии в этот сквер для наших воспитанников уже стали традиционными. Больше всего детей привлекают здесь образцы горного оборудования- переносная бурильная установка, колесо подъёмника копра (клети, в которой поднимают на поверхность горняков и добытую руду, электровоз, вагонетка, бадья для подъёма руды.
3.Творческая деятельность по теме. На данном этапе дети под руководством педагога создают макеты карьера, шахты, различной техники, чтобы «погружение в тему» было более предметным.
Организуются выставки детских рисунков, поделок по темам «Люди, которые добывают руду», «Помощники человека в карьере», «Помощники человека на шахте».
Анализ художественной литературы показал, что многие поэты Белгородской области слагают стихи о родном крае, его предприятиях, людях, которые прославляют Белгородчину. Были отобраны стихи, знакомящие детей с трудом шахтёров и горняков, и проведён конкурс чтецов «Она заслужена по праву- шахтёра трудовая слава».
4.Организация тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Родители для своего ребёнка являются «живым» профориентационным примером. А для детей дошкольного возраста - это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
В ДОУ организована работа «Клуба встреч с интересными людьми». Инициаторами организации такого клуба стали сами родители - именно они решили периодически приходить в гости к старшим воспитанникам детского сада и рассказывать о своей профессии. Приносят с собой свою спецодежду, инструменты, необходимые для работы, а рассказ сопровождают фотоматериалами презентаций. В такой форме ребята уже познакомились с проходчиком, взрывником, экскаваторщиком.
В рамках этого проекта был реализован под-проект «Трудовая слава нашей семьи», в ходе реализации которого были найдены ответы на вопросы: Для чего все люди трудятся? Без какой профессии нельзя обойтись? Какие бывают профессии? Какая профессия самая важная?
Акцент был сделан на знания о профессиях родителей (членов семьи): Где работают родители, члены семей воспитанников (какая у них профессия и чем они занимаются на работе?Чем обусловлен выбор профессии? За что мама (папа….) любит свою профессию?Какие качества мама (папа) проявляют на работе? Что необычного в профессии родителей можно отметить? Роль профессии в жизни города. Актуальность профессии родителей в современном мире. Взаимосвязь профессий в семье, выбор профессии по наследству.
По окончании исследования дети пришли к выводам: Когда профессия бывает любимой. Какие профессии нужны нашему городу.
Результатом проектной деятельности является: создание семьями презентаций по теме, в которых были использованы фотоматериалы, рисунки, материалы из газет и журналов, сочинения, результаты интервьюирования; создание альбома-эстафеты «Трудовая слава моей семьи», который передаётся из группы в группу; разработка алгоритмов трудовой деятельности представителей той или иной профессии в горнодобывающей промышленности; презентация макетов; создание в ДОУ информационного банка по профессиям горнорудной промышленности.
5.Закрепление полученных знаний в игровой деятельности. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые и дидактические игры профессионально- ориентированной направленности.
Так, например, разработаны методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры «Шахта», включающие в себя описание сюжетной линии игры, содержание игровых ролей и действий, рекомендации по подбору атрибутов для организации игры.
Авторская дидактическая игра «Человек труда Белогорья», разработанная педагогами ДОУ, формирует у детей представления о промышленности Белгородской области, специфике горнодобывающего производства, характерных для данной отрасли профессиях, содержании профессионального труда в соответствии с общей структурой трудового процесса (цель, мотивы, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат, важность данного труда для города).Данная игра ценна тем, что содержит богатый материал не только для познавательного развития (устройство шахты, карьера, последовательность работ по добыче руды, специфические особенности профессий, связанных с работой на шахте или в карьере, но и содержит материал для речевого развития (постепенно происходит переход новых слов из пассивного словаря в активный; так, дети узнали значение слов карьер, забой, штреки, горный комбайн, вагонетка, конвейер, транспортерная лента, скип, ствол, шагающий экскаватор и т. д.)
Дидактические игры на основе наглядного материала, словесные игры закрепляют знания детей о профессиях горнорудного края. Так, например, организуются игры «Кто что делает?», «Кому, что нужно для работы?», «Найди ошибку», «Собери картинку», «Что это и где используется?», «Что лишнее?», «Профессии», «Что кому?», «Чудо мешочек с предметами», «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)», «Кто больше назовет действий?» и т. д.
6.Повышение уровня самообразования педагогов. Начиная вести работу, педагог, прежде всего, сам должен владеть необходимыми знаниями о профессии и содержании трудовых операций, выполняемых представителем той или иной профессии, а самое главное, материал должен быть адаптирован для детского восприятия, сложные термины и понятия должны быть «переведены на детский язык». Не секрет, что не каждый взрослый знает, как добывают руду, и кто непосредственно участвует в трудовом процессе. Поэтому приём «погружения в профессию» актуален и для педагогов, работающих по теме.
В ДОУ успешно работает творческая группа, деятельность которой направлена на поиск новых, эффективных форм работы с детьми, создание так называемого «банка творческой деятельности» - разрабатываются конспекты организованной образовательной деятельности, игровых образовательных ситуаций, рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр, тематика бесед, экскурсий с целью ознакомления детей с профессиями градообразующих предприятий г. Губкина.
Профессиональная ориентация дошкольников - это широкое поле деятельности для педагогов ДОУ, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Чем больше дошкольник впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Педагогический коллектив нашего учреждения пока только встал на путь модернизации поиска современных подходов в образовательной реализации дошкольника по профориентацонной деятельности. Первые шаги уже сделаны, мы видим, что детям это интересно, родителей это увлекает, а педагоги работают с энтузиазмом.