олеся шушуева
Педагогический проект «Ранняя профориентация детей через сюжетно-ролевую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Наименование учреждения ГБУКО «Мысковский детский дом интернат»
Название проекта : «Ранняя профориентация детей через сюжетно-ролевую игру»
По доминирующей деятельности: познавательный.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: среднесрочный 3 месяца
Участники проекта : дети 10 группы (9-14 лет)
Авторы проекта : Воспитатель 10 группы Шушуева О. В.
Структура проекта : проблема несформированности представлений детей о профессиях.
Публикация «Педагогический проект „Ранняя профориентация детей через сюжетно-ролевую игру“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Цель проекта :
-расширять представление детей о профессиях
-продолжать знакомство с культурными явлениями, их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями
-развивать интерес к труду взрослых, представление о важности и значении профессий
-воспитывать желание принимать участие в трудовой деятельности - воспитывать чувство уважения к людям за их труд.
Задачи проекта :
1. формировать у детей представления о разных профессиях;
2. развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, развивать логическое мышление);
3. развивать у детей нравственные качества (настойчивость, старательность, ответственность) через ознакомление с трудом взрослых;
4. совершенствовать трудовую деятельность детей для воспитания положительного отношения к труду;
5. развивать положительные эмоции от коллективной трудовой деятельности.
6. воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам; 7. воспитывать чувство ответственности, значимости своего труда для других детей и взрослых, участвовавших в совместном труде;
8. формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
9. закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
Актуальность: В настоящее время ориентация детей в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. В современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещ в детстве.
Цель ранней профориентации :
дать ребнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
сформировать у ребнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;
Необходимым условием и средством реализации задач ранней профориентации дошкольников является профессионально ориентированная игровая деятельность ребенка. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить сюжетно-ролевую игру как средство ранней профориентации детей. Изменение характера мышления детей позволяет перейти от непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых по средствам сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.
В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.
Работа по ранней профориентации детей строится с учтом следующих принципов:
1 Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2 Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3 Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4 Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5 Принцип активного включения детей в деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6 Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
Ожидаемые результаты:
предполагается, что используемые в ходе работы, максимально разнообразные формы образовательной деятельности с детьми, разнообразие приёмов, методов и средств воспитательно-образовательной работы способствует:
у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
пополнить представление детей о профессиях родного города
дети должны научиться рассказывать о профессиях
у детей должно сформироваться уважение к труду взрослых и желание трудиться.
Методы развития содержания сюжетно–ролевых игр :
1. Проведение экскурсий
2. Организация встреч с людьми разных профессии.
3. Чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых.
4. Беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых.
5. Рассказы воспитателя по специально подобранным фотографиям, репродукциям с картин, о профессиях взрослых.
6. Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями за трудом взрослых.
7. Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о профессиях.
Алгоритм ознакомления с профессией.
Название профессии
Место работы
Материал для труда
Форменная одежда
Орудия труда
Трудовые действия
Личностные качества
Результат труда
Польза труда для общества.
Реализация проекта
I этап (организационный) :
-разработка и утверждение тематического плана,
- подбор методического сопровождения,
- подготовка наглядного материала,
-организация экскурсий,
-налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический) :
-реализация тематического плана через посещение социальных структур,
- организацию совместной и самостоятельной деятельности детей,
-«погружение» воспитанников в реальные практические ситуации;
-Чтение художественной литературы по теме проекта (Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа», В. Маяковский «Кем быть?» и другие).
- Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры («Кухня», «Библиотека», «Поликлиника», «Магазин», «Пожарные», «Аптека», «Большая стирка»,«Почта» и др.);
III этап (итоговый) : анализ результатов реализации проекта, подведение итогов.
Тематический план
№
Тема
Цель
Формы ознакомления с профессией
1
«Библиотека»
Цель: пополнить знания детей о трудовых действиях библиотекаря, вызвать интерес к книгам
Форма проведения: экскурсия в детскую городскую библиотеку.
обогащение новых слов: библиотекарь, книжные полки; учить детей ремонтировать порванные книги.
2
«Почта»
Цель: знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах.
Форма проведения: экскурсия на городскую почту.
Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс.
3
«Пожарные»
Цель: знакомить с профессиональной деятельностью пожарного
Форма проведения: предварительная беседа, встреча со служащими пожарно-спасательной части.
Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав.
4
«Поликлиника»
Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, встреча с врачами узкими специалистами, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».
Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод.
5
«Пекарня»
Цель: обогащать знания и представления детей о профессии пекаря.
рассказать детям, как важна профессия пекаря, показать, как и где выпекают хлеб;
формировать положительное отношение детей к профессии пекаря;
воспитывать бережное отношение к хлебу.
Форма проведения: беседа, экскурсии в пекарню, сюжетно-ролевая игра «Пекарня».
Основные понятия: пекарь, хлебобулочные изделия, стеллажи, конвейер, питательный, хрустящий, ржаной, пшеничный, батоны, сдобные булочки.
6
«Магазин»
Цель: пополнение знаний детей о разнообразии продуктов в магазине, о людях работающих в магазине (директор, продавец, кассир, дворник, шофёр) и посещающих (покупатели).
Форма проведения: беседа, экскурсии в магазин, сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Основные понятия:продавец, грузчик, кассир, покупатели, витрина, молочные продукты, хлебобулочные изделия, крупы.
7
«Аптека»
Цель: обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями.
Форма проведения: беседа, экскурсия в аптеку.
Сюжетно-ролевая игра : «Аптека»
Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики.
8
«Прачечная»
Цель: Расширение и уточнение знаний о профессии. Задачи: Формировать уважение к людям разных профессий
Форма проведения:беседа, экскурсия в прачечную.
Основные понятия : прачка, прачечная, стиральная машина, центрифуга, утюг, стиральный порошок, сушилка