Приложение МААМ

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через использование мини-проектов и сюжетно ролевых игр, квест-технологий

Юлия Подгорбунских
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через использование мини-проектов и сюжетно ролевых игр, квест-технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом случае углубленное изучение профессий, через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Публикация «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через использование мини-проектов и сюжетно ролевых игр, квест-технологий» размещена в разделах

Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей.

Пояснительная записка.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Профессиональные ориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана:

1. дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

2. сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

3. предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.

Цель проекта:Расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи проекта:

• Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

• Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.

• Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.

• Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.

• Расширять кругозор и познавательный интерес детей.

• Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.

Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п., основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещ трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй.

Работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям: информирование – передача сведений, диагностика – оценка индивидуальных особенностей.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Современные образовательные технологии:

1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова)

2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко). Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную или воображаемую действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игры «в профессии» позволяют детям закрепить полученные знания на практике, формируют у детей образное мышление, пространственное воображение, способствуют социализации и формируют коммуникативные навыки у дошкольников.

3. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова).

4. Информационно-коммуникационные технологии в основном представлены мультимедийными презентациями и мультсериалом «Навигатум: Калейдоскоп профессий», так как это наиболее привлекательная и удобная форма получения информации для современных детей

Планируемый результат:

Для детей:

- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

- понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).

- сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;

- пополнение лексики воспитанников;

- умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей:

- успешное взаимодействие со своими детьми;

Для воспитателя:

- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

После завершения проекта дошкольники смогут

Узнавать и называть профессии и место работы родителей.

Владеть обобщающим понятием «профессия».

Задуматься о том, кем они будут, когда вырастут.

Обогатить словарный запас и развить коммуникативные навыки.

Формы работы с детьми в рамках реализации проекта

- образовательная деятельность с детьми (с использованием ИКТ);

- беседа с детьми по профориентации;

- сюжетно-ролевые, дидактические и интерактивные игры профессиональной направленности;

- чтение литературных произведений по теме проекта и выбору профессий (стихи, загадки, рассказы);

- рассматривание иллюстрации, картин о профессиях – (повар, стоматолог, парикмахер, полицейский и медицинская сестра);

- трудовая деятельность детей и взрослого (кружковая работа);

- художественно-творческая (продуктивная) деятельность;

- мастер-классы родителей с детьми «Наши мамы и папы могут рассказать много интересного о своей работе»;

- экскурсии «Все работы хороши!», но знакомству детей с профессиями родителей;

- встречи с людьми разных профессий или приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях, а иногда и с результатами своего труда – самое яркое событие для детей;

-наблюдения за трудом взрослых обеспечит небольшую отчетливость приобретаемых детьми знаний профнаправленности.

Формы и методы работы с дошкольниками:

- наблюдения во время целевых прогулок;

- рассказы воспитателей и родителей;

- непосредственно образовательная деятельность;

- игры, праздники и развлечения.

Алгоритм ознакомления с профессией

1. Название профессии

2. Место работы

3. Материал для труда

4. Форменная одежда

5. Орудия труда

6. Трудовые действия

7. Личностные качества

8. Результат труда

9. Польза труда для общества.

Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации

1. Знание детьми информации о таких профессиях, как повар, врач, шофер, строитель, младший воспитатель.

2. Понимание детьми значимости этих профессий;

3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;

4. Проявление признательности и уважения к труду взрослых;

5. Создание лэпбука «Профессии»;

6. Организация фотовыставки «Профессия моих родителей».

Участники проекта:[/b]дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Вид проекта:творческий, познавательный, информационный.

Продолжительность:проект рассчитан на один год.

1 этап. Подготовительный

Пополнить уголок «семья» следующими атрибутами: фартуки, посуда, овощи, фрукты, продукты.

Пополнить игру «Больница» атрибутами: шприцы, градусники, фонендоскоп, медицинские халаты.

Внести дидактические игры: «Профессии», «У кого что?», «Что в мешочке лежит?».

Пополнить библиотечку книгами Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе», К. Чуковский «Айболит».

Оформить папку со стихами «Профессии».

Внести в группу картины «Врач», «Повар», «Продавец», «Шофер», «Младший воспитатель».

Добавить в уголок мальчиков транспорт: грузовые машины, легковые машины, трактор, руль, фуражку.

Подборка иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях.

2 этап. Реализация проекта

Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:

этап (организационный):проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала.

II этап (практический):реализация тематического плана, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».

III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта (итоговое занятие).

Результат реализации проекта

У ребят сформируется первоначальное представление о профессиях, таких как: повар, продавец, врач, водитель, младший воспитатель.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН[

Тема Содержание работы Работа с родителями

Январь 2021

«Кто о нас заботится в детском саду?» Знакомство с трудом младшего воспитателя.

Цель:

1)Формировать представления о содержании труда младшего воспитателя и назначении соответствующего инвентаря;

2) Воспитывать чувство признательности и уважения к труду взрослых.

Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

Рассматривание картинок и фотографий о труде.

Чтение художественной литературы: К. Чуковского «Мойдодыр», «Я теперь большая» (И. Демьянов)

С/р. игры с комплектом «столовая».

Д/и «Найди ошибку».

Лепка «Тарелочки для ребят».

Рисование: «Фартучек для Кати».

Трудовая деятельность «Мы помощники» (девочки – «Стирка платочков», мальчики – «Мытье мячей»). Предложить родителям прочитать дома детям произведение К. Чуковского «Федорино горе». Побеседовать о необходимости содержать в порядке свои вещи и игрушки.

Привлекать к оказанию посильной помощи дома.

Февраль 2021г.

«Кто нам варит вкусный суп

из картошки и из круп?» Знакомство с профессией повар.

Цель:

1. Познакомить детей с помещением кухни, с сотрудниками, которые там работают.

2. Расширять представления об отдельных трудовых процессах, орудиях труда.

Экскурсия – путешествие на кухню детского сада. «Кто нас кормит?».

Наблюдение за работой повара.

Рисование «Красивые тарелочки».

Лепка: «Угощение для кукол».

Игра инсценировка «Муха – Цокотуха» (сервировка стола).

Конструирование: «Построим столовую для зверей».

Д/и «Подбери посуду для куклы», «Угостим нашу Катю».

С/р. игра «Кухня в моем доме» Предложить родителям прочитать детям произведение С. Капутикяна «Машенька обедает», побеседовать по содержанию.

Март-Апрель 2021г.

«Врач – служитель медицины

Победит любую хворь!» Знакомство с профессией врача.

Цель:

1. Уточнить и обобщить знания детей о труде врача и некоторые его трудовые действия.

2. Расширить словарный запас медицинскими терминологиями.

Рассматривание иллюстраций в книжках, рассказывание коротких стихов.

Чтение художественной литературы: «Катя в яслях» (З. Александрова)

Беседа: «Запомните, детки, таблетки – не конфетки» (Уточнить представления детей о лекарственных средствах, объяснить опасность, которая может от них исходить.)

Лепка «Поможем доктору Айболиту, вылечить зверей».

С/р игра «Больница».

Д/и «Таня заболела» (использование медицинских инструментов, «На приеме у врача». Предложить родителям вечером прочитать детям произведение А. Кардашовой «Наш доктор», побеседовать по содержанию.

Предложить родителям пополнить уголок ряженья костюмами врача и/или медицинской сестры.

Май 2021г.

«]Медицинская сестра —

Символ света и добра» Знакомство с профессией медицинская сестра.

Цель:

1. Развивать у детей наблюдательность.

2. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

Экскурсия в кабинет медсестры.

Наблюдение за трудом медицинской сестры.

Рассматривание иллюстраций на тему: «Медицинский кабинет».

Беседа: «Чтоб здоровье нам беречь, надо витамины есть» (закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины).

Чтение художественной литературы: «Мне грустно, я сижу больной» (И. Токмакова, «Детский сад» (О. Высоцкая).

С/р. игры с игровым комплектом игрушек «Медицинский кабинет».

Д/и: «Что нужно для работы медсестры», «Что в мешочке лежит», «Полезно – вредно».

Лепка: «Полезные продукты: овощи и фрукты».

Конструирование: «Построим больницу для зверей». Пополнить уголок с/р игр атрибутами для игры «Больница».

Сентябрь-октябрь 2021г.

«Работа водитель

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна.» Знакомство с профессией водитель.

Цель:

1. Формировать представление о людях труда – профессия водителя.

2. Дать представление детям о транспорте (грузовом, пассажирском)

3. Воспитывать интерес к труду водителя.

Наблюдение за работой водителя.

Рассмотреть альбом «Транспорт».

Чтение стихотворения Б. Заходера «Шофёр»; А. Барто «Грузовик», «Самолёт построим сами».

Инсценировка настольного театра кукол «Поезд отправляется в путь».

Конструирование: «Гараж для машины». «Мы водители».

Аппликация: «Разные машины едут по дороге».

П/ и «Ловкий шофер», «Машины и пешеходы» Поговорить о правилах безопасного поведения на улице.

Прочитать детям С. Михалкова «Шла по улице машина», С. Маршак «Кораблик»

Ноябрь 2021г

«В магазине возле касс,

продавец встречает нас» Знакомство с профессией продавец.

Цель:1. Формировать представления о профессии продавца;

2. Воспитывать вежливое, доброжелательное общение продавцов и покупателей.

Д/и «Овощной магазин», «Суп или компот».

С/р. игра «Магазин».

Чтение художественной литературы Н. Кнушевицкая «Продавец».

Раскрашивание раскрасок «Профессии».

Рисование: Что мама купила в магазине, нарисуй». Организация фотовыставки «Профессия моих родителей».

Декабрь 2021г

«Кто с утра у нас не спит,

Кто метёлкою скрипит?» Знакомство с трудом дворника детского сада.

Цель

1. Дать детям понятие о труде дворника в разное время года, о его рабочем инвентаре.

2. Воспитывать желание помочь дворнику.

3. Развивать желание поддерживать чистоту и порядок на своем участке.

Наблюдение за работой дворника в детском саду.

Рассматривание иллюстрации (рисунки) в книжках орудия труда дворника.

Чтение стихов из сборника «Детский сад».

С/р. игры «Дворник» с игровым комплектом игрушек для групповой комнаты.

Аппликация из готовых геометрических фигур: «Лопата», «Тележка».

Физкультминутка «Поможем дворнику убрать участок».

Д/и «Кому это надо?», Инструменты». Побеседовать с детьми о труде взрослых в семье.

Рассмотреть садовые инструменты.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Сохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологийСохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологий На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Картотека сюжетно — ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста «Детский сад» Задачи: расширить и закрепить представления детей.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возрастаРанняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через использование мини-проектов и сюжетно ролевых игр, квест-технологий
Опубликовано: 15 февраля 2021 в 16:17
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через использование мини-проектов и сюжетно ролевых игр, квест-технологий» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Подгорбунских в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД