Получи документы

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Оксана Денисенко
Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Ресурсы ИКТ разнообразны, их выбор зависит от задач, которые стоят перед педагогом. Владение инфомационно-коммуникационными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим ёё функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Публикация «Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств художественного выражения и обучения, эстетического развития и художественного образования детей. Новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не могут их заменять. Концепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование принципиально исключает обучение детей основам информатики, составлению алгоритмов и моделей. В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» в п. 5.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Использование ИКТ позволяет в наиболее доступной и привлекательной игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. С помощью ИКТ возможна эффективная интеграция образовательных областей, особенно гармонично сочетаются музыкальная и художественно–изобразительная деятельность. ИКТ несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — сказал мудрец. Важнейшим средством приобщения дошкольников к художественно-эстетическим ценностям является русская культура, аккумулирующая духовно-эстетические идеалы, воплощенные в великих произведениях литературы и живописи, музыке. Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства строятся на зрительном, музыкальном, литературном материале. С помощью ИКТ можно знакомить воспитанников с творчеством художников, скульпторов, архитекторов. Совмещение слайдов с видеорядом наглядного материала и музыкальных фрагментов способствуют развитию эстетического вкуса у детей, создают творческую атмосферу на мероприятии.

Способы использования ИКТ :

• Интерактивные (виртуальные экскурсии).

• Презентации, видеопрезентации.

• Рисование с помощью графических редакторов.

• Электронные энциклопедии и др.

1. Интерактивные (виртуальные экскурсии)

Вы хотите познакомить детей с миром театра? Используйте ресурсы сети интернет. Сайты большинства театров позволяет зрителю увидеть его обустройство, даже не заходя в него. Дети подробно смогут рассмотреть афишу, гардероб, гримерную, костюмерную. Они побывают на сцене, в зрительном зале, заглянут за кулисы. (рассмотреть на примере вместе с воспитателями в зале, зайти на сайт «Театр-театр» https://teatr-teatr.com/teatr/bigstage/

«Путешествие в мир искусства», «Выставки произведений М. В. Васнецова, Врубеля, Билибина», «Экскурсия в музей». Такие экскурсии позволяют ребенку стать участником событий данной экскурсии.

Не знаете, как рассказать детям о редких профессиях? И истории их возникновения? Виртуальная экскурсия для вас находка! С помощью ИКТ можно посетить, например типографию, узнать, как ее работники печатают газеты, журналы, книги.

2. Видео - игровые и интерактивные презентации, видеопрезентации.

Презентации используются для того, чтобы познакомить, например, детей с народными промыслами, работами каких-то мастеров и тд. Например показать видеофрагмент поэтапного изготовления горшка на гончарном круге.

Можно оформить презентацию с трогательным поздравлением для мам. Можно создать видеообращение сказочных персонажей. Ознакомление с музыкальными инструментами, как они звучат? Музыкальные викторины. Музыкальные дидактические игры и видеооркестры.

Слайд-шоу. Наглядный материал, используемый в слайд-шоу, дает

возможность выстроить объяснение логично и научно, наглядно продемонстрировать изучаемый материал (например, по произведениям живописи и их авторам. Его использование способствует расширению знаний дошкольников по изобразительному искусству, развивает художественное восприятие произведений изобразительного искусства).

3. Рисование с помощью графических редакторов.

Дошкольники любят рисовать. Вы можете познакомить их с возможностями графического редактора-программой для создания графических изображений на компьютере. Дошкольникам можно предложить создать картинки, поздравительные открытки, приглашения на утренник, театральные билеты и тд. Закрепить навыки работы в графическом редакторе дети могут дома, выполняя с родителями небольшие задания: изготовление атрибутики к сюжетно-ролевым играм (билетики, условные деньги и др.);

пригласительные билеты на утренник, поздравительные открытки; раздаточный материал на занятиях (счетный, развивающий, поощрительный); материал для самостоятельной художественной деятельности детей (задания по типу раскрасок, “Дорисуй картинку”, “На что похоже?”, “Составь картинку” и т. п.).

4. Электронные энциклопедии.

Ответы на вопросы маленьких почемучек ищите в электронных энциклопедиях. Они содержательны, интересны по форме, включают красочные иллюстрации. Тематические разделы разнообразны и не ограничены книжным форматом. (https://poznaiko.ru/) (При знакомстве детей с храмовой архитектурой неоценимую

помощь оказывают мультимедийные энциклопедии, позволяющие расширять представления детей по данной теме. Благодаря анимационным эффектам можно подробно рассмотреть специфику храмовой архитектуры, все её элементы: купола, арки, колонны, барабаны, световые окна и другие. В представленной энциклопедии дети рассматривают Храм Василия Блаженного, Исаакиевский собор и др.)

5. При взаимодействии с детьми в культурно-досуговой деятельности можно использовать домашний кинотеатр, центр - караоке, мультимедиа, компьютер со специально подобранными программами, презентациями. Использование в процессе воспитательно-образовательной работы интерактивных средств позволяет производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти.

6. Особое внимание хочу уделить мини-играм (мини-задания, тест-задания, тест-игры). Они сопровождают и виртуальные экскурсии, и путешествия, развлечения, и непосредственную образовательную деятельность, из них составляются викторины. Мини-игры состоят из 1-5 слайдов с 2-4-мя картинками на каждом, из которых нужно: а) выбрать правильную (ответ на вопрос, б) исключить лишнюю, соответственно заданию.

Мини-игры на внимание, способствующие формированию у ребенка сенсорных эталонов: «Найди отличие», «Найди форму (цвет)», «Что лишнее?», «Замок с секретом», "Испечём торт на день рождения".

Ориентировка на плоскости (в пространстве) : «Составь натюрморт», «Составь пейзаж» развивается понятие близко-крупно-большой, далеко-мелко-маленький.

Развитие памяти : «Узнай сказку (картину) по фрагменту», «Чья тень?», «Найди фрагменты картин».

Интеграция музыкального и художественного творчества «Подбери музыку к картине», «Какой инструмент может озвучить картину?», «Настроение в живописи и музыке».

Систематизации и классификации: «Что лишнее?», «Из чего составим натюрморт?» на дифференциацию цвета, жанров и видов картин.

Исследования «Смешивание красок» и так далее.

7. Ещё одной интересной формой работы с дошкольниками является загадывание загадок. Это очень познавательное и при этом интересное развлечение. Использование мультимедийных загадок в реализации образовательной области художественно эстетическое развитие помогает формировать элементарные представления о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства. Вам представлены загадки на такие темы как: жанры живописи, средства рисования, народные росписи. После прочтения и отгадывание загадки появляется изображение с ответом. Такой приём вызывает у детей большой интерес и позволяет ребёнку самостоятельно себя проконтролировать.

Наиболее эффективные формы организации работы с компьютером в детском саду – это подбор иллюстративного материала к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов. Компьютер используют при разработке дидактических игр, сценариев к праздникам и другим мероприятиям, для обмена опытом, при знакомстве с периодикой и наработками других педагогов, проведении ООД, совместных родительских – детских праздников с применением мультимедийных презентаций.

Использование современного оборудования позволяет педагогу сэкономить массу времени и заменить основную часть наглядных пособий и моделей.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе:

1. Увеличивает интерес детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми.

2. Позволяет ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

3. Позволяет привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

4. Способствует повышению профессионального уровня как педагога, активизирует на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дает стимул к проявлению творческих способностей.

Во всей этой работе педагогу помогают такие компьютерные программы как :

• Microsoft Word – для работы с текстом;

• PowerPoint – для создания презентаций;

• Adobe Audition – для работы с музыкальными файлами;

• Photoshop – для работы с фотографиями;

• Nero express – для записи информации на диск;

• Nero vision – для работы с видео файлами;

• Adobe Reader – программа для работы с отсканированным текстом;

• ProShow Producer – создание видеоклипов, флэш презентаций;

• Internet Explorer – выход в Интернет;

• Win ZIP Win RAR – архиваторы;

• Movavi – видео конвертер.

Таким образом, сочетание разнообразных форм подачи информации может оснастить содержание союза литературы и живописи, книги и музыки, слова и художественной деятельности детей, что содействует художественному развитию и эстетическому воспитанию личности дошкольника. Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал ребят.

Но! Компьютерные технологии - это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Они стали уже не новинкой, а необходимостью для проведения, подготовки занятий, для организации работы с родителями, самообразования.

Если педагог грамотно организует образовательную деятельность, дети не зациклятся на примитивных компьютерных играх. Правильный режим работы за компьютером позволит избежать негативного влияния на психическое и физическое здоровье ребенка, предотвратит раннюю зависимость и искусственную аутизацию!

Публикации по теме:

Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Понятие искусства Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах: • в узком смысле это специфическая.

Обобщение опыта «Использование нетрадиционных техник в художественно-эстетическом развитии детей» Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня хочу рассказать вам о художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста и поделиться опытом.

Использование социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования.

Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Обобщение опыта. «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста» Музыкальный.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Презентация «Применение Лего технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Приобщать ребенка к искусству следует с самого раннего возраста, и успех в занятиях музыкой зависит от умения пробудить любовь к ней, ввести.

Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Современные педагогические технологии в дошкольном образовании.

Презентация «Использование ИКТ в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов использования мультимедиа.

Из опыта работы «Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Из опыта работы"Использование современных технологий в художественно - эстетическом развитии дошкольников".В современной эстетико-педагогической.

Условия, средства, роль педагога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Середина Нелли Александровна, учитель-логопед МБДОУ д/с "Солнышко " Фридрих Шиллер говорил: «Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 мая 2019 в 14:05
+425Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Денисенко (УИ 634948) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 137.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД