Наталья Долгополова
Ранний возраст. Программа работы в сенсорной комнате
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад «Танюша»
Адаптированная коррекционная программа сопровождения
детей раннего возраста в сенсорной комнате в условиях ФГОС
Публикация «Ранний возраст, Программа работы в сенсорной комнате» размещена в разделах
- Младшая группа
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Адаптированная методическая программа «Познаем окружающий мир» – программа коррекции сенсорного развития детей раннего возраста разработана на основе Основной образовательной программы МБДОУ ЦРР детского сада «Танюша» г. п. Федоровский, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013, № 30384)
Разработчик :
Долгополова Н. А. – педагог-психолог (высшая категория)
Содержание
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка…. 2
1.2. Структура программы….
1.3. Специфика занятий….
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей 1,5 – 3 лет…6
1.5. Организация психопрофилактической работы адаптационного процесса…7
1.6. Цель, задачи программы….7
1.7. Принципы коррекционной деятельности по реализации программы…. 8
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание коррекционной работы….8
2.2. Содержание адаптационного процесса в детском саду…. 9
2.3. Психодиагностика….10
2.4. Содержание коррекционной работы в сенсорной комнате….11
2.5. Комплекс игровых упражнений в светлой и полутемной сенсорной комнате….12
3. Организационный раздел
3.1. Критерии оценки эффективности программы….16
3.2. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы…. 16
3.3. Система достижения детьми планируемых результатов освоения
общеобразовательной программы …17
3.4. Взаимодействие с семьями воспитанников…. 17
3.5. Методическое обеспечение….18
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Авторская методическая программа «Познаем окружающий мир» – это программа коррекции сенсорного развития детей раннего возраста. Работа с детьми по данной методике направлена на решение проблем обучения и воспитания детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, успешного и правильного формирования мировоззрения, адекватной и безболезненной интеграции в социум. Основная задача – воспитание полноценных граждан, здоровых физически и психически, с достаточными адаптационными возможностями, что необходимо в их дальнейшей (взрослой) жизни. Программа реализуется на основе использования интерактивных аудиовизуальных средств.
Данная программа позволяет построить систему коррекционно - развивающей работы в группах раннего возраста на основе полного взаимодействия и преемственности всех педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанников.
Программа «Познаем окружающий мир» разработана в соответствии :
- с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- с СанПин 2.4.1.3049-13;
- с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.
- с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ/. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
- Специальной программы «Сенсорное развитие дошкольников». Авторы: Новосельцева Т. Ф., Дубовицкая Л. А., Голоднева Н. Н. - Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2010. – 94с.
В последние десятилетия увеличивается количество детей от 1 года до 3 лет, имеющих различные отклонения в развитии, в том числе психомоторного. Об этом свидетельствуют данные психолого-медико-педагогического обследования детей раннего возраста, которые проводятся ежегодно в нашем детском саду.
Идея ранней помощи ребенку с проблемами в развитии очень проста: помощь наиболее эффективна, если она начата как можно раньше. Современные научные исследования психологов, педагогов выявили критическое значение в развитии ребенка первых 2-3 лет жизни, роль семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребенка и его развитии. Определилось особое направление в психологии – раннее воздействие на психическое развитие ребенка. Ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяют не только скорректировать имеющиеся отклонения в психическом развитии, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня общего развития детей.
1.2. Структура программы
Программа коррекции психического развития детей раннего возраста «Познаем окружающий мир» состоит из 12 занятий, каждое из которых повторяется трижды. Каждое занятие имеет общие задачи, меняются только атрибуты и игровой материал занятия. Таким образом, полный объем программы составляет 36 занятий.
1.3. Специфика занятий
Данные занятия предназначены для детей раннего возраста, посещающих интегративную коррекционно-диагностическую группу, имеющих задержку психомоторного развития.
Программа коррекции психического развития детей раннего возраста «Познаем окружающий мир» содержит развивающую коррекционную работу по следующим областям:
— социально – коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно – эстетическое развитие;
— физическое развитие.
В зависимости от усвоения ребенком одного или нескольких разделов приоритеты отдаются неусвоенным или слабо усвоенным. Занятия проводятся в повторяющемся режиме. Все занятия носят игровой характер. Играя, ребенок познает свойства предметов, у него развиваются внимание, память, речевая активность, способность к общению, эмоциональная сфера.
Построение цикла занятий ведется с учетом результатов обследования уровня общего, психического, а также речевого, физического развития детей раннего возраста. Занятия проводятся в сенсорной комнате.
Для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми раннего возраста в кабинете педагога-психолога имеется:
— музыкальный центр и набор аудиокассет;
— настенное зеркало;
— музыкально-цветовая картина;
— мягкие игрушки;
— специальный игровой материал;
— дидактические игры;
— бумага, карандаши, фломастеры, краски;
— цветные нитки, шнурки;
— столик для игр с песком и водой.
Все занятия данной программы имеют следующую структуру:
• ритуал начала занятия;
• игровые задания на развитие сенсорных функций, мелкой моторики, пальчиковые игры;
• релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;
• ритуал окончания занятия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 12-15 мин каждое.
Используются следующие виды занятий:
— индивидуальные;
— занятия детей в парах;
— подгрупповые.
Все упражнения в организованной деятельности будут полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься.
1.6. Цель, задачи программы
Цель программы – коррекция сенсорных способностей, развитие восприятия и предметной деятельности детей раннего возраста.
Задачи:
— создавать положительный, эмоциональный настрой;
— формировать представление о себе, социальном окружении, предметном мире, окружающей
действительности;
— снижать импульсивность, тревожность, агрессивность;
— формировать невербальные и вербальные формы общения, средства и способы усвоения
социального мира;
— формировать социальные навыки и адекватное поведение в ближайшем окружении;
— развивать самостоятельность и познавательную активность;
— создать условия для адаптации детей в коллективе сверстников и взрослых с целью дальнейшей
интеграции в общество;
— создавать условия для стимуляции социальной активности семьи;
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание коррекционной работы
Основная задача коррекционного сопровождения детей раннего возраста в нашем детском саду заключается в работе «команды» педагогов, педагога - психолога в тесной связи с родителями по созданию социально – психологических условий для успешного развития каждого ребенка, не зависимо от уровня его способностей. Задачи изучения ребенка и оказания ему психолого-педагогической помощи переплетаются с отслеживанием результатов образовательной деятельности и оценки степени ее эффективности.
2.2. Психодиагностика
Цель: информация по уровню психофизического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса
Методики для проверки уровня нервно-психического развития детей предлагаются авторами: Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Н. А. Рычкова, Келлер И. Сами критерии развития детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) разработаны сотрудниками Центрального института усовершенствования (ЦОЛИУВ г. Москва) в 1984 г., Печора К. Л., Голубева Л. Г.
Согласно проведенным скрининговым исследованиям в детском саду на начало 2014 учебного года имеет место проявляющееся в разной степени недоразвитие у 70 % детей раннего возраста. Опираясь на концепцию модернизации образования, наши исследования показали увеличение числа детей с низкими показателями в развитии по результатам психолого - педагогического обследования: в сравнении - психофизическое развитие – 2013г. - 41,5 %;
- развитие психомоторики – 6 %;
- речевые проблемы - 39 %;
- развитие сенсорики – 49 %;
- развитие памяти и внимания - 15,5 %;
- имеются проблемы в профессиональной компетентности педагогов д/с - недостаточные представления об особенностях психофизического развития детей раннего возраста, методиках и технологии организации воспитательно - образовательного процесса для таких детей.
Таким образом, мы фиксируем постоянно увеличивающееся количество детей с различными нарушениями и отставаниями в развитии. Скрининговое исследование показало необходимость создания программы коррекционных занятий в светлой и полутемной сенсорной комнате, позволяющей проделать путь – от исправления дефектов, лежащих на пороге нормального развития, к созданию благоприятных условий полноценного психического развития ребенка в пределах нормы.
Это нам позволяет:
o более точно конкретизировать цель психопрофилактической программы;
o индивидуализировать методические приемы реализации программы;
o выявить динамику психических функций ребенка в процессе психопрофилактической, коррекционной работы, оценить ее эффективность;
2.4. Содержание коррекционной работы в сенсорной комнате
Работа по данной программе не требует строгого соблюдения алгоритма занятий: по собственному желанию и с учетом специфики работы в светлой и полутемной сенсорной комнате психолог может заменять упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование. Длительность занятий 12 - 15 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений). Показывая детям оборудование, взрослый подводит детей к каждому из них и предлагает его опробовать. Главное, создать атмосферу доверия и ощущения безопасности в сенсорной комнате. Во время занятия звучит музыка, создающая расслабляющую атмосферу.
Комплекс игровых упражнений в светлой и полутемной сенсорной комнате
Занятие № 3
Цели: регуляция эмоционального состояния детей, развитие внимания, памяти, мышления, воображения, обогащение сенсорного опыта, развитие зрительного восприятия, тактильной чувствительности, кинестетического анализатора, крупной моторики.
• Ритуал начала занятия.
Игра «Приветствие» : Ребята, наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: «Здравствуйте!». Игра «Кто за кем?».
Игра «Катаем шарики»
Цель: развитие внимания при наблюдении за движущимся предметом, зрительно-моторной координации,
Материалы: «прогон для шаров», шары разной величины и цвета.
Ход упражнения: скат для шариков предназначен для перехода от действия к деятельности, установления причинно-следственных связей. Пускаем шар по ложбинке с установкой – следить глазами за движением шарика – 3 раза. Затем показываем детям, как можно схватить движущийся шар, и даем каждому ребенку несколько попыток схватить движущийся шар.
Допускается усложнение: использовании большего количества шаров или шаров разного веса и размера
Упражнение «Театр»
Цели: развитие отраженного восприятия, обогащение словарного запаса, сенсорного опыта.
Материалы: зеркало, настольный театр «Курочка Ряба»
Ход театрализации: «Курочка Ряба»
Жили-были дед - обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду
и баба - изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка.
И была у них курочка Ряба - для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»,
Снесла курочка яичко - округлите пальцы и соедините их кончики.
Да не простое, а золотое, Дед бил, бил (постучите кулаком по «яичку») — не разбил. Баба била, била (стучите кулаком по «яичку») — не разбила.
Мышка бежала - (для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»,
Хвостиком махнула - (помашите указательным пальцем) — яичко упало и разбилось
(уроните расслабленные руки на колени).
Дед плачет - закройте лицо руками.
Баба плачет - закройте лицо руками.
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко (округлите пальцы и соедините их кончики) - другое, не золотое, а простое.
Упражнение на релаксацию и развитие воображения
«Отдых на море»
Взрослый: «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Небо голубое, теплое солнце. Мягкие волны докатываются до ваших ног. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии».
Упражнение выполнять под спокойную, расслабляющую музыку
Ритуал окончания занятия. Игра «Кто за кем?». Прощание с «веселками».
— Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними: «До свидания!» Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.
III Организационный раздел
3.1. Критерии оценки эффективности программы
Результатом проделанной работы является достижение детьми уровня психического развития, позволяющего нормальное обучение в школе, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, дружить, решать конфликтные ситуации с детьми и взрослыми.
Количественные показатели в работе с детьми :
Развить коммуникативную, познавательную сферу до 75 %
Коррекция речевых нарушений до 60 %
Реализовать личностный потенциал каждого дошкольника до 60 %
Охватить индивидуальной коррекционно-обучающей работой воспитанников ОВЗ-100%.
Ожидаемые результаты для педагогов:
Приобрести опыт работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья до 75 %.
Уметь разрабатывать индивидуальные программы до 100 %;
Работать с новым содержанием дошкольного образования до 100 %;
Повысить мотивации к исследованию до 70 %;
Ожидаемые результаты для родителей:
приобретать родительский опыт в воспитании ребенка с ограниченными возможностями и адекватно воспринимать его возможности и способности до 70 %;
реализовать единый индивидуальный подход к ребенку с целью максимальной коррекции отставания в обучении, для перехода на следующую ступень развития - 100 %.
Перспектива:
Таким образом, использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов. Применение в дальнейшем педагогами групп, рекомендуемых игр и упражнений.
Развитие детей дошкольного возраста
1. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. Забрамной С. Д. Левченко И. Ю., М„ 2003. 05 – 157с.
2. Колос Г. Г, «Сенсорная комната в дошкольном учреждении».- М, АРКТИ, 2008 г. 03 – 79с.
3. Озерецкий Н. О., "Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста" Санкт-Петербург - 1999г.
4. Н. А. Рычкова «Поведенческие расстройства у детей» 1998 г. стр. 79
5. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.