Кристина Лебедева
Работы по формированию интереса к чтению на этапе обучения грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Работы по формированию интереса к чтению на этапе обучения грамоте
По мнению В. Г. Горецкого, обучение грамоте – особый этап школьной учебы. Этот этап был предназначен не только для того, чтобы обучить начинающего ученика элементарному чтению и письму, но и для того, чтобы ввести его в новую сферу жизни и обеспечить полноценную школьную жизнь, заложить прочный фундамент для успешного овладения другими учебными предметами в начальных и последующих классах. Таким образом, обучение грамоте превратилось в своего рода стартовый этап в овладении ребенком всей школьной премудростью [ Горецкий 2007: 4].
Публикация «Работы по формированию интереса к чтению на этапе обучения грамоте» размещена в разделах
Г. М. Первова период обучения грамоте называет первым этапом освоения чтения, подготовительным этапом читательской деятельности. Эффективность обучения чтению на данном этапе во многом зависит от работы педагога. Сотрудничество – задание образца, - совместная читательская деятельность составляют специфику первого этапа становления читателя [ Первова 2013: 13].
Таким образом, период обучения грамоте является исходной ступенькой к формированию навыка чтения у детей младшего школьного возраста. От эффективности работы педагога на данном этапе зависит успешность обучения детей младшего школьного возраста в дальнейшем, при этом содержание работы подразумевает организацию определенных психолого-педагогических условий.
Понятие «психолого-педагогические условия» в литературных источниках трактуется по-разному:
1) как целенаправленный отбор методов (приемов) и форм обучения, необходимых для достижения целей [Андреев 2000];
2) как обстоятельство, которое существенно влияет на педагогический процесс [Ильина 2009];
3) как совокупность возможностей, направленных на развитие определенного аспекта педагогического процесса [Ипполитова 2012];
4) как совокупность мер, соблюдение которых способствует достижению целей [Львов 2014].
Мнение ученых сходятся в том, что психолого-педагогические условия это целенаправленно организованная деятельность, которая помогает добиться целей воздействия. В нашем исследовании, под психолого-педагогическими условиями мы будем понимать комплекс мер или обстоятельств, способствующих эффективному формированию интереса к чтению на этапе обучения грамоте.
Далее необходимо выяснить, какими будут эти обстоятельства и меры. Результаты существующих исследований проблемы формирования интереса к чтению и читательского интереса у детей младшего школьного возраста были нами систематизированы в таблице 1.4.
Таблица 1.4
Взгляды ученых на психолого-педагогические условия формирования читательского интереса детей младшего школьного возраста
Автор Психолого-педагогические условия
Н. П. Шалатонова - проводить целенаправленную и систематическую работу по обучению технике чтения, способствующую формирования читательских интересов;
- применять в учебно-воспитательном процессе разнообразные виды работы по формированию смыслового компонента навыка чтения, способствующие возникновению и развитию читательских интересов;
- обучать чтению на произведениях устного народного творчества, способных развивать читательские интересы младших школьников [ Шалатонова 1999: 6]
И. Г. Жукова - разработка и внедрение в образовательный процесс начальной школы педагогической системы, стимулирующей читательскую деятельность обучаемых начальной школы;
- читательский интерес будет развиваться с помощью совокупности средств, накопленных отечественной и зарубежной этнопедагогикой;
- выявление психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития интереса к чтению у младших школьников;
- предложен критериально-диагностический аппарат определения уровня его сформированности у обучаемых начальной школы [ Жукова 2004: 5]
С. И. Колодезникова - внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогической системы, стимулирующей читательскую деятельность младших школьников;
- использование психо-педагогических приемов с учетом ментальных, возрастных, национально-региональных особенностей учащихся, а также их духовных потребностей и интересов;
- проведение целенаправленной и систематической работы по координации воспитания и обучения как целостного педагогического процесса;
- включение в учебно-воспитательный процесс взаимосотрудничества трех единств «школа-семья-библиотека» [ Колодезникова 2007: 5].
Е. Н. Тимофеева - биография как контекст изучения любого программного произведения;
- возможность актуализации для современных учащихся при изучении биографии писателя разных сторон его жизни (например, интерес к его личной жизни) как способ интереса к чтению;
- возможность выбора учащимися для изучения различных текстов биографий писателей;
- отбор биографического материала, который вызывает яркий эмоциональный отклик учащихся на биографию, их сопереживания, являющиеся отправной точки изучения жизни и творчества писателя;
- усиление индивидуальной самостоятельной и групповой работы учеников с биографиями писателей;
- разнообразие форм изучения биографии писателя, в том числе активных форм (педагогические мастерские, дискуссии и лр.) и ИКТ [ Тимофеева 2011: 4-5].
Безусловно представленные психолого-педагогические условия формирования интереса к чтению (читательского интереса) имеют место быть. По причине того, что представленные психолого-педагогические условия сложно организовать на этапе обучения грамоте, в контексте нашего исследования мы считаем необходимым сосредоточить свое внимание на следующих положениях.
По мнению С. С. Ниметуллаевой, важной задачей учителя выступает развитие устойчивого интереса к чтению, расширение круга чтения, стимулирование потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать книги [ Ниметуллаева 2018: 23].
Ссылаясь на законы становления читателя (Н. Н. Светловская, Г. М. Первова выделила тот, который чаще всего нарушается – закон провоцирования обучением нежелания читать. Педагоги в первый год обучения не должны допускать просчетов и организации общения ребенка с книгой. Наиболее распространенные ошибки показаны на рис. 1.9 [ Первова 2009: 39].
По мнению Н. Н. Светловской, трудность осмысления литературного текста произведения несомненно существует. И состоит она в том, что проявившаяся в результате творческих усилий писателя объективно-субъективная новая картина условно-художественного мира почему-то способна, будучи воспринятой, вызывать и у читателей какие-то свои мысли и чувства и при этом влиять на наше мироощущение, а порой и на поведение, задавая или укрепляя в нем устойчивые нравственно-эстетические идеалы [ Светловская 2005: 9].
Г. А. Рейс отмечает, что нельзя учить ребенка глубокому осмыслению художественного произведения, сопереживанию, творческому отношению к читаемому при шаблонном подходе к тексту. Чтобы решать задачу формирования вдумчивого читателя, воспитания художественного вкуса младших школьников, учителю необходимо самому чувствовать своеобразие литературного произведения, уметь донести его неповторимость до детей [ Рейс 2008: 38].
По мнению Т. П. Рудыки, задача научиться бегло читать, наряду с задачей формирования интереса к чтению, должна быть поставлена как перед учащимися, так и перед их родителями. Если родители заинтересованы, то можно познакомить их со специальными упражнениями по технике чтения. Для этого учитель организует тематические собрания и консультации, где подробно рассказывает, как организовать работу с детьми дома. Для этого составляются рекомендации для индивидуальной работы с ребенком дома. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ребенок полюбил книгу [ Рудыка 2007: 29-30].
Прививать любовь к чтению может только само чтение, отмечает Т. П. Рудыка. Вот здесь и нужна помощь взрослых. Но она должна заключаться не в том, чтобы вооружать детей навыками анализа художественного текста. Помощь должна быть в выборе книги, которую мы даем ребенку. И от того, какую книгу мы перед ним положим, и будет во многом зависеть, станет ребенок читать или нет [ Рудыка 2007: 69].
Со ссылкой на Н. М. Шанского Т. П. Рудыка отмечает, чтобы правильно воспринимать художественное произведение как информативное и образное целое, доставляющее эстетическое удовольствие, воспитывающее чувства и развивающее мышление, трогающее ум и сердце, надо это произведение просто прежде всего правильно понимать [ Рудыка 2007: 71].
По мнению В. Г. Горецкого, понимание и осознанность – ведущие стороны в овладении детьми навыком чтения. Автор обращается к идеям К. Д. Ушинского, который отмечал, что «чтение – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело».