Светлана Кулешова
Стимулирование социально-коммуникативного развития через игровую деятельность в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС дошкольного образования Социально-коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества и оно должно быть направленона формирование следующих навыков:
В наше время дети мало стали общаться, как со взрослыми, так и сверстниками. Это обусловлено тем, что у взрослых, после трудового дня уделяется недостаточно времени для общения с детьми. Родители часто настолько заняты своими проблемами и заботами, что абсолютно не замечают, как общаются с детьми. Нужно не просто слушать, но и следить за эмоциями, интонациями, выражением лица ребенка. И тогда лучшими друзьями детей в мире «новых технологий» становятся компьютеры: интернет и разнообразные игры. Так у традиционных сюжетно-ролевых игр появился соперник-компьютерные игры. При всех их достоинствах нельзя не заметить: в большинстве случаев это «стрелялки», смысл которых в «уничтожении врага». Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание тревожности, агрессивности стали побочными эффектами видеоигр.
Публикация «Стимулирование социально-коммуникативного развития через игровую деятельность в рамках ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Дети сегодня:
- дети очень образованы, знают больше своих родителей, легко и быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность, но информационно они взрослеют раньше, а социально - значительно позже, многие выпускники детского сада совершенно несамостоятельны,не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых, считают, что в этом нет потребности;
- мало общаются, тяжело вступают в контакт;
- они застенчивы, у них проблемы с эмоциональностью, ее не хватает, многие не понимают, что такое плохо, больно, очень страшно, менее романтичны и более прагматичны (их мир заполнен материальными ценностями, порой дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, часто даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо.
В основе должно быть игровое воздействие на ребёнка, так как игра –ведущий вид деятельности дошкольника.
Таким образом, целью моей педагогической деятельности является -стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.
Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.
Для реализации этой цели,считаю наиболее эффективными сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками. В нашей группе дети играют в игры: «Магазин», «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки» и др. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им легче справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми, то основным содержанием игры являются нормы поведения в обществе. Для того чтобы развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы. В этом я помогаю детям, используя следующие приемы стимулирования игры с целью развития социально-коммуникативных навыков :
1. Создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Например, для ознакомления с миром профессий, в частности профессией повар, мы прочли книгу «Чем пахнут ремесла?», просмотрели видеосюжет о профессии, обсудили, как дети помогают маме готовить обед выходного дня,провела экскурсию на пищеблок детского сада и пр.).
2. Побуждаю детей к развертыванию игры. В качестве непосредственных участников игры предлагаю детям образцы различных игровых действий.
4. Соблюдаю баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегаю время, предназначенное для игры, не подменяя её занятиями; обеспечиваю плавный переход от игры к занятиям, режимным моментам.
5. Организую совместные игры детей.
6. Стимулирую детей пользоваться предметами заместителями, помогаю подбирать и расширять их набор, четко использовать игровое оборудование.
8. Организую игры с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детеЙ. Обращаю особое внимание на "изолированных" детей. Способствую поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре.
Неблагополучие в коммуникативной сфере может привести к негативному эмоциональному состоянию: ребёнок становится пассивным, замкнутым, или, наоборот, агрессивным. Поэтому при возникновении ссор и конфликтов между детьми я стараюсь продумать, стоит ли вмешиваться в игру, какую психологическую поддержку оказать ребёнку в данный момент.
Также,не менее эффективной в развитии социально-коммуникативных навыков,является дидактическая игра - это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. В непосредственно образовательной деятельности мы используем игру как: часть занятия, методический приём, способ решения. Через содержание таких дидактических игр, как «Профессии», «Кому, что нужно для работы», «Чей подарок» мы пытаемся формировать у детей правильные представления о социальной деятельности : отношение к явлениям общественной жизни, к трудовой деятельности, к семейным ценностям. Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. Я использую такие игры, как «Найди сходство», «Найди различия», «Чей я ребенок, угадай», «Найди пару» они помогают ребенку находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками, закрепляют знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким.
Не менее существенным средством эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду является театрализованная деятельность, она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Прежде всего, я стимулировала интерес детей к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые были мною показаны, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В группе в свободном доступе атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би – ба – бо, настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр).
Наблюдая за детьми во время театрализованных игр, я заметила, что у детей мал словарный запас, плохая память, не выразительны эмоции, внимание не устойчиво. Порой активность детей проявляется в улыбке, хлопках в ладоши. Но главной моей задачей является научить ребенка играть самостоятельно, познавая мир через ощущения, проявлять свои эмоции, а не быть только зрителем. Я заметила, если у детей есть проблема с проявлением эмоций, частично с этой проблемой помогут справиться игры, направленные на развитие эмоциональной сферы. Моя деятельность направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы. Мною развивается умение у детей использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.
Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр я помогаю детям научиться объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий, например, «Найди себе пару», «Найди свой цвет», «Пробеги тихо». В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам.
Моя роль, как педагога - создать оптимальные условия для развития коммуникативных способностей у воспитанников, применить стимулирующие средства, которые помогут овладеть умением общаться, строить отношения с социальным окружением и обеспечат высокий уровень адаптации к школьной жизни.
Таким образом, созданная модель стимулирования социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДОО является эффективной и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников.
Литература:
1. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/Н. В. Краснощёкова-ООО «Феникс», 2012.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.
3. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренировках, текстах. Т. Б. Мазепина, Ростов-на-Дону, 2002.
4.//Дошкольное воспитание № 4, № 5, 2001
5.//Дошкольное воспитание № 7-8, 2002.
6. М. Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду».